Есть смысл посоветоваться с народом
Интересную тему подняли депутаты на прошедшей 60-й сессии Законодательного Собрания Иркутской области.
Интересную тему подняли депутаты на прошедшей 60-й сессии Законодательного Собрания Иркутской области. В завершение заседания сессии было оглашено обращение к губернатору И.И. Кобзеву, подписанное четырнадцатью депутатами ЗС, в том числе и мною.
В нем мы предложили Игорю Ивановичу до принятия решения об установлении тарифов с дополнительной дифференциацией по объемам потребления провести публичные обсуждения по указанному вопросу с участием депутатского корпуса Законодательного Собрания. Так как введение системы дифференцированных тарифов в Иркутской области затронет интересы неограниченного круга потребителей.
Суть проблемы состоит в следующем. Уже больше года на разных уровнях и полях ведутся дискуссии по теме введения дифференцированного тарифа на электроэнергию для населения Иркутской области. Обосновывается это тем, что ОАО «Иркутская электросетевая компания» необходимо выполнить серьезные работы по реконструкции ее сетей, но собственных средств на это компании не хватает. Одна из ключевых причин актуализации вопроса о введении дифференцированных тарифов для населения – мелкие майнеры (люди, добывающие криптовалюту), которые, по их мнению, занимаются этим не легализованным, но и не запрещенным видом деятельности в квартирах МКД.
Правда, с одной стороны, их количество после того, как обвалился курс криптовалюты, тоже резко сократилось. С другой стороны, в условиях СВО, глобальных санкций и экономического кризиса майнинг для некоторых стал едва ли не основным способом выживания. А вот с третьей стороны, подключение аппаратов для майнинга в квартирах МКД, в гаражах и на дачах несет определенные пожароопасные риски: сети не рассчитаны на резкое повышение количества потребляемой электроэнергии. Имеется уже несколько случаев возникших в связи с этим пожаров.
Так что проблему майнинга решать придется, но законным способом, на федеральном уровне, взвешенно, без наскока и уж точно не за счет поголовного повышения тарифов.
Кроме того, надо иметь в виду, что многие частные дома в городах отапливаются исключительно за счет электроэнергии. Печное отопление в сибирских условиях при нынешних ценах на дрова подавляющему большинству не по карману. При этом мы имеем богатейшее в Восточной Сибири месторождение природного газа, а газификация региона проходит недостаточно эффективно. Может быть, попробуем начать решать энергопроблему с этой стороны?
Кроме «майнинговой» проблемы существует еще одна, более глобальная – проект «Восточный полигон», подразумевающий модернизацию Транссиба и БАМа.
Перспективное расширение БАМа и Транссиба потребует масштабного и дорогостоящего строительства новой энергетической инфраструктуры – дополнительной генерации и нескольких тысяч километров сетей. И основная нагрузка ложится на Иркутскую область, потому что тяговые пути запитаны от ИЭСК. В качестве одного из основных источников финансирования реконструкции энергосетей рассматривается, в том числе, дополнительный рост тарифа.
Проект введения дифференцированного тарифа для населения не просто обсуждается – уже ведется и подходит к завершению планомерная работа по его реализации.
Вопрос о необходимости и вероятности введения дифференцированого тарифа на электроснабжение населения Иркутской области серьезно обсуждался в конце октября на рабочем совещании депутатской группы областного парламента «Развитие региона» с участием уполномоченных представителей исполнительных органов государственной власти Приангарья и профильных инфраструктурных организаций.
На совещании мы поднимали вопросы, которые остались без ответа: какова себестоимость выработанной электроэнергии, сколько денег поступает с населения, сколько с базовых потребителей, каковы избыточные доходы, на что они тратятся? Вся информация сконцентрирована в Службе по тарифам, но мы ее получить не можем. Баланс ОАО «ИЭСК» также недоступен – частная компания, коммерческая тайна.
И как можно в таких условиях что-то планировать? Без реальной информации не может быть реальной стратегии, готовой к исполнению. Выход один: поверить энергетикам на слово и повысить (дифференцировать) тарифы для населения…
В конце прошлого года были внесены изменения в Постановление Правительства РФ №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике». Основная цель – предоставление возможности устанавливать дифференцированный тариф на потребление электроэнергии для населения. При этом ФАС было указано разработать и принять соответствующие изменениям нормативные документы для обеспечения этой возможности.
Положения, содержащиеся в нормативно-правовых актах, касающихся правового регулирования энергетики в нашей стране, являются сложными для восприятия не только для обычных граждан, но и для узких специалистов. Но всё-таки основополагающие документы, влияющие на плату за коммунальные услуги, необходимо затронуть.
27 мая 2022 г. вышел приказ ФАС России №412/22 «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей». Эта методика предусматривает расчет дифференцированных тарифов.
Наше правительство с осторожностью отнеслось к утвержденной методике расчета тарифов. Как передают СМИ, первый заместитель губернатора Иркутской области, председатель правительства Иркутской области К. Зайцев указал, что «руководство региона и служба по тарифам неоднократно рассматривали предложение ввести дифференцированные тарифы, но отклоняли его, поскольку, по мнению властей, увеличение тарифов должно происходить только на процент инфляции, как это делается по всей стране».
Однако введение дифтарифов может стать реальным в нашем регионе уже в ближайшее время.
Согласно постановлению правительства РФ от 14 ноября 2022 года №2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» регионам предписано не позднее 15 дней со дня вступления в силу данного постановления установить на 2023 год без календарной разбивки и ввести в действие с 1 декабря 2022 года цены (тарифы) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей.
Кроме того, данным постановлением пункт 7 «Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года №400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», дополнен положением о том, что для целей расчета и применения предельных индексов размер вносимой гражданами платы за коммунальные услуги определяется исходя из первого и второго диапазона объемов потребления электрической энергии (мощности).
В настоящее время тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, установлены службой по тарифам Иркутской области без дополнительной дифференциации по объемам потребления электрической энергии и группам (подгруппам) населения и приравненных к нему категорий потребителей.
Введение системы дифференцированных тарифов в Иркутской области, как было подчеркнуто в обращении к губернатору, затронет интересы неограниченного круга потребителей.
Я, как и многие мои коллеги – депутаты ЗС, со способом решения энергетической проблемы через введение дифтарифа в корне не согласен. Но дело зашло слишком далеко, и потому мы были вынуждены срочно и официально обратиться к губернатору с просьбой о проведении публичных обсуждений по вопросу установления дифференцированных тарифов в Иркутской области.
Евгений Сарсенбаев,
депутат Законодательного Собрания Иркутской области
Последние новости
Приближение волшебного времени фейерверков
Скоро небо озарится тысячами огней, и мы будем в восторге.
Неожиданная оттепель в Иркутске: дождь и теплые температуры
Синоптики сравнивают текущие погодные условия с историческим случаем 2001 года.
Новые тарифные решения в российской электроэнергетике
ФАС России вводит долгосрочные тарифы для стимулирования инвестиций в энергетику.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией