«У многих нет резерва запчастей». Что будет с ремонтами лифтов?

Новые контракты с покупателями OTIS не заключает с 14 марта Фото: Артем Устюжанин / E1.RU С российского рынка уходят зарубежные производители лифтов и эскалаторов.

Новые контракты с покупателями OTIS не заключает с 14 марта
Фото: Артем Устюжанин / E1.RU С российского рынка уходят зарубежные производители лифтов и эскалаторов. Сильнее всего это заденет рынок новостроек и коммерческую недвижимость. Американская компания OTIS заявила, что не  будет заключать новые контракты с российскими заказчиками с 14  марта, финская KONE остановила поставки и подписание новых договоров, немецкая TK Elevator заявила, что поддерживает санкции и приостанавливает новый бизнес в РФ.

По  словам гендиректора ассоциации «Российское лифтовое объединение» Петра Харламова, самым крупным из иностранных поставщиков и производителей лифтов в  России является OTIS. В 2021  году в  стране было смонтировано больше 45  тысяч лифтов, 16% из них — лифты с  завода OTIS в Санкт-Петербурге, «чистый» OTIS из-за рубежа — около 2%. Общая доля зарубежных поставщиков составила 30%, значительная часть в ней — лифты «Могилевлифтмаша» из Белоруссии.

Харламов отметил, что беспокоиться за программы капремонта и  замены лифтов не  стоит, в них участвуют российские и белорусский заводы. OTIS  же покупают для новостроек по  всей стране, торговых и офисных центров, домов бизнес-класса.

— Для застройщиков и инвесторов может стать проблемой, что  OTIS не  будет брать новые заказы. Если в проекте заложен лифт OTIS, придётся искать других зарубежных изготовителей  или обращаться к российским лифтостроительным предприятиям, таким как Щербинский лифтостроительный завод (принадлежит госкорпорации «Дом.рф». — Прим. ред.), Карачаровский механический завод. Они тоже делают лифты бизнес-класса, но изменится срок изготовления, это будет намного дольше, и  цена — это уже не сегмент серийных лифтов экономкласса, которые идут по программам капремонта и замены, — отметил Пётр Харламов.

Под угрозой «мозги» лифта

Доля иностранных комплектующих в  наших лифтах — около  30%, говорит Харламов. В  первую очередь это лебёдки — тяговый элемент, который приводит в движение кабину. У Щербинского завода есть совместное предприятие по изготовлению лебёдок с  OTIS, и оно продолжает работать, но  даже в  случае остановки производства спрос на лебёдки смогут закрыть другие российские заводы, например Сарапульский электрогенераторный.

Намного сложнее ситуация с микроэлектроникой, отмечает эксперт.

— Есть станция управления лифтом (специальное устройство, обрабатывающее вызовы с  этажей и приказы из  кабины лифта, которое перемещает кабину при  помощи лебёдки и останавливает на  нужном этаже. — Прим. ред.) Это «мозги» лифта — плата, в которой используются микропроцессоры, так называемые чипы, и они однозначно идут иностранные, поставляются из Тайваня и  Китая.

Пока, надеемся, поставки не  будут ограничены  или остановлены, но  надо учитывать, что  чипы хоть и  делают в Тайване и  Китае, но по американским технологиям. Нужно избежать ограничения поставок и развивать российскую микроэлектронику. Сейчас, к сожалению, эти процессоры и контроллеры у нас никто не делает, — сказал Пётр Харламов.

При неправильной работе станции управления лифт будет глючить и не отзываться на команды из  кабины и с этажей.

На программу замены лифтов уход иностранных компаний не повлияет
Фото: Артем Устюжанин / E1.RU

— Самое слабое место у нас — радиоэлектроника, — подтверждает первый вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров. — И это больше укор в  адрес Минэкономразвития и Минпромторга, что не в достаточной мере предпринимали усилия для обеспечения российской промышленности такими устройствами. Во  всём остальном, связанном с железом, проводами, наши производители справятся достаточно оперативно.

В пресс-службе Щербинского лифтостроительного завода РБК сообщили , что  доля импортной составляющей в продукции не превышает 10% и их  можно заменить на  другие компоненты:

— Дефицит импортных составляющих возможен, но мы прорабатываем все пути замещения, чтобы минимизировать трудности в производстве и сохранить эффективность работы завода.

А что с ремонтом уже установленных OTIS?

Обслуживать лифты компания продолжит, но  ждать запчасти, если OTIS сломается, придётся не  один месяц. Как отметил первый вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров, компания заявила только о приостановке новых контрактов. Ранее заключённые и авансированные договоры должны быть выполнены по  старым ценам, также должно быть продолжено гарантийное и сервисное обслуживание, им занимаются компании «Мос Отис» и  «Отис Россия».

— Пока есть устное заявление сотрудников о  том, что программы поддержки уже действующего оборудования не сворачиваются. Единственное, будет корректировка цен по запчастям с  учётом изменившегося курса валют и увеличены сроки поставки из-за сложностей в логистических цепочках. Хотя и до  этого с поставками запчастей было довольно сложно, в стандартном договоре компания указывала срок поставки 90  суток, сейчас он, возможно, ещё увеличится.

От обслуживания уже установленных OTIS компания не отказывается, но время ремонта из-за поставки запчастей может существенно продлиться
Фото: Марина Молдавская / E1.RU

В  случае поломки ждать ремонта, возможно, придётся долго. По  словам Алексея Захарова, фирменные сервисы компании занимают лишь половину рынка, остальные — российские фирмы, которые обслуживают иностранное оборудование, часто с использованием альтернативных азиатских источников поставки запчастей.

— Сейчас сложилась ситуация, о которой Национальный лифтовый союз говорил долгие годы. В Советском Союзе действовала система планового предупредительного ремонта. Существовали примерные сроки работ по каждому устройству, и они корректировались с  учётом индивидуального износа, до  выхода оборудования из  строя не доходило.

В  тарифе на обслуживание лифтов закладывался определённый накопительный процент, чтобы обслуживающая организация могла иметь у  себя обменный фонд запчастей и основных узлов. Эта система стала умирать в  конце нулевых, на вооружение взяли западную технологию наработки на  отказ, то  есть, как  только деталь сломалась, тут  же её меняем. Сейчас у  многих сервисных компаний нет запаса запчастей.

«Получается, что обслуживающая организация не  готова при обрубании логистических связей поддерживать работоспособность оборудования»,  — Алексей Захаров, первый вице-президент Национального лифтового союза.

И постепенно, наверное, придётся возвращаться к планово-предупредительному ремонту.

Уход иностранных производителей, повышение курса валют и экономическая ситуация уже спровоцировали рост цен на российские лифты на 15–30%, отметил Алексей Захаров. Теоретически он может продолжиться и дальше.

Анна Жилова

Последние новости

Новая детская поликлиника в Новонукутском: начало строительства

Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев обсудил планы по строительству медицинского учреждения.

Правовая помощь детям в Тулуне

В Тулунском городском суде прошла встреча, посвященная правам детей.

Четвертый этап военно-спортивной игры «Победа» в Саянске

Команды школ города соревнуются в военно-спортивной подготовке.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Керчи на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *