06.07.2023

Как один мужик двух генералов подставил

На днях мне в руки попался любопытный материал. Некто Леонид Андреев в газете «Ангарские ведомости» поместил статью с помпезным заголовком «Глупость или холодный расчёт?

На днях мне в руки попался любопытный материал. Некто Леонид Андреев в газете «Ангарские ведомости» поместил статью с помпезным заголовком «Глупость или холодный расчёт? Как депутат от Ангарска чуть не лишил округ субсидии на 2,4 млрд рублей».
Кто автор, выяснять не собираюсь: фамилия явно вымышленная, а статья столь же явно заказная. Да и кого вообще интересует автор? Главное лицо в такого рода произведениях – заказчик. Сразу возникает вопрос: на кой сдалась ему эта бестолковая статья? «Ангарские ведомости» – газета муниципальная, содержится за счёт бюджета, и просто так заказные статьи городская власть размещать не станет. Значит, смысл был.
Но какой? Вот в этом мы с вами и попытаемся разобраться.

Итак, что же господин Андреев нам сообщил?
А поведал он о том, что Ангарск, будучи городским округом, ежегодно теряет около полумиллиарда бюджетных рублей в связи с тем, что его статус поражён в экономических правах по сравнению со статусом муниципального района. Администрация с 2016 года мужественно пытается восстановить справедливость, Но, увы, тщетно…
И вот с приходом в Иркутскую область губернатора Игоря Кобзева, а на место главы его правительства Константина Зайцева спасительный выход из тупиковой ситуации был найден. Не будем, мол, заморачиваться на изменении законодательства, а просто подкинем ущемлённому АГО 2,4 млрд руб. на социальные нужды через соответствующую госпрограмму.
Этот спасательный круг был брошен Ангарску только лишь в этом году, а реализован при внесении соответствующих поправок в областной бюджет, принять которые нужно было на самой последней сессии Законодательного собрания третьего созыва. После чего депутатский корпус уходит на каникулы готовиться к своим очередным выборам, которые состоятся в сентябре.
Но вот беда: нашёлся в Заксобрании у Ангарска отъявленный недоброжелатель – депутат Евгений Сарсенбаев, который не пожелал, чтобы нашему городу и его жителям хорошо жилось, чтобы достались им эти миллиарды. Причём блокаду свою он закамуфлировал под какие-то поправки, которые на сессии и озвучены-то не были. Он даже попытался перенести обсуждение вопроса об изменении бюджета-2023 с 7-го пункта по повестке на 36-й. А это не что иное, как саботаж.
Короче, вредитель чистейшей воды. Зачем ему это понадобилось, в статье объяснено путано и невнятно. Просто из зловредности характера, потому что его поправки не прошли. А может, что и похуже задумал…
Но истинные патриоты Ангарска, коими оказалось большинство присутствующих на сессии коллег Сарсенбаева, сорвали его коварный план и проголосовали-таки за скорректированный бюджет. И теперь Ангарск точно получит 2,4 млрд руб., а Сарсенбаев заклеймён статьей и администрацией АГО как самый антинародный депутат Законодательного собрания Иркутской области всех созывов.
А теперь комментарии.
Начнём по порядку. Сначала о ежегодных полумиллиардных потерях. Об этом администрации Ангарского района надо было начинать беспокоиться не в 2016-м, а в 2015 году. Объединение района в городской округ – сложный социально-экономический, организационный и юридический процесс. Проводить его следовало неторопливо, выверенно, обложившись областными законами, с учётом интересов граждан и села, и города. А получилось ни к селу ни к городу…
И всё потому, что у мэра Ангарского района Сергея Петрова и губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко в 2015 году земля горела под ногами. Они очень опасались, что, несмотря на политический заказ, Владимира Жукова могут не осудить – слишком хлипким было заведённое на него уголовное дело. Поэтому объединение района в округ стряпали на коленке. Теперь мы расхлёбываем.
Эксперты предупреждали «прорабов» объединительного процесса: если не будут подготовлены все необходимые документы и не будут внесены обязательные коррективы в областное законодательство, неизбежные финансовые потери Ангарска составят как минимум шестьсот миллионов рублей в год.  Но тщетно. Подумаешь – 600 млн руб., когда под контроль попадает такая территория. В итоге за 8 лет общие потери АГО составили около 5 млрд рублей. И будут только расти…
2,4 миллиарда тоже, конечно, деньги немалые. Депутат Сарсенбаев и инициативу правительства Приангарья, и саму госпрограмму поддержал и в комитете, и на сессии. Первый транш в 400 млн рублей поступит уже в этом году. Но с учётом того, что администрация Петрова пролетела мимо стольких госпрограмм, так как вовремя не готовила необходимую документацию, уверенности в том, что и эти деньги не проплывут мимо Ангарска, у меня нет.
Как отметили в областном Минстрое, наш округ уже потерял в текущем году по вине администрации АГО 604 млн рублей. Ангарск остался без финансирования программы «Доступное жилье» для многодетных семей на ближайшие 3 года. Эти деньги были предусмотрены на строительство улично-дорожной сети в кварталах 256 и 259, где проживают многодетные семьи. Из них 580 млн рублей должны были быть выделены из федерального бюджета, 24 млн руб. – из бюджета области. Но предварительное соглашение о софинансировании проекта с АГО было расторгнуто по вине местной администрации, и реализация программы не состоится. Так что делайте выводы…
Что же каcается попыток Сарсенбаева сорвать процесс принятия изменений в областной бюджет на 2023-2025 гг., то этот бред и комментировать смешно. В Законодательном собрании 45 депутатов. Только воспалённое воображение автора статьи способно было нарисовать нам сюрреалистичную картину того, как Евгений Сарсенбаев в здравом уме и твёрдой памяти пытается единолично сорвать принятие главного финансового документа Иркутской области.
На самом деле он лишь пытался обратить внимание пленарного заседания на смысл своих поправок и объяснить необходимость их принятия. Но, как верно заметил автор статьи, озвучить их ему не дали. И чтобы понять, почему возникли эти трения, пора перейти к смыслу самой «Поправки Сарсенбаева».
Что же именно предложил исправить Евгений Сейтович и почему он так настаивал на принятии своих поправок или хотя бы на их публичном обсуждении?
В ходе прошедшей сессии Заксобрания в рамках поправок в бюджет-2023 было предусмотрено бюджетное финансирование строительства на территории АГО мусороперерабатывающего завода. То есть в бюджет заложили ближайшую перспективу резкого ухудшения экологического состояния нашего города.
Этот вопрос в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» и  ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» отнесён к вопросам регионального и местного значения. И защита прав жителей г. Ангарска на благоприятную окружающую среду является обязанностью как администрации АГО, так и областной власти. Но корпоративные коммерческие интересы не сравнить с экологическими проблемами. «Это тебе не Соболевская, тут у них любовь с интересом». И на сессии наблюдалось беспрецедентное единение этих интересов…
Итак, для финансирования мероприятия «Строительство (реконструкция)  объектов утилизации, размещения и переработки отходов производства и потребления, а также выполнение проектных и изыскательских работ в целях строительства указанных объектов» подпрограммы
«Отходы производства и потребления» государственной программы Иркутской области «Охрана окружающей среды» в региональном бюджете предусмотрены ассигнования в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в сумме 900 млн рублей.
Из пояснений должностных лиц правительства Иркутской области следует, что эти средства планируется вложить в строительство завода по переработке мусора на территории г. Ангарска. Этот экологически опасный и вредный «заводик» предполагает переработку у нас под носом отходов со всех ближайших территорий Иркутской области и, вероятнее всего, даже из-за её пределов. При этом степень экологической безопасности и характер планируемых к применению технологий не оглашены и не известны.
Подготовка и принятие такого решения проводилась без открытого и публичного обсуждения с жителями Ангарска правовых оснований и последствий строительства этого завода. Соответственно, у авторов проекта и поддерживающих их областных и городских чиновников сегодня нет объективного, прозрачного и заслуживающего доверия мнения населения по этому вопросу.
Такой подход и возникший информационный вакуум вызывает у жителей АГО обоснованную тревогу, формирует мнение об очередной попытке властей, в том числе и региональных, создать на территории г. Ангарска грандиозную «мусорную помойку» и возрождают ранее циркулировавшие слухи об уже созданной на территории АЭХК «ядерной помойке».
Евгений Сарсенбаев резонно посчитал, что этот проект не только сырой, но ещё и несущий непредсказуемые и неоправданные риски для нашей территории. Поэтому не стоит спешить с его финансированием.
В связи с этим на сессии при принятии проекта закона «Об областном бюджете на 2023 год» была внесена поправка об исключении спорной суммы 900 млн рублей и переносе её в резервный фонд. Из резервного фонда эти денежные средства предполагалось использовать на финансирование любых неотложных расходов, которые мы не смогли обеспечить бюджетом (например предоставление жилья многодетным семьям или детям-сиротам, выплаты участникам СВО и т.п.).
Как правило, проекты законов, затрагивающие все области жизнедеятельности субъекта, рассматриваются в трёх чтениях с учётом внесения поправок после первого чтения. Чтобы внесённые поправки были надлежаще оформлены, по ходу сессии выделяется срок для их рассмотрения на профильных комитетах. Учитывая значение и размер спорной суммы, Сарсенбаеву пришлось настаивать на рассмотрении комитетом по бюджету этой поправки – принять или отклонить, но в рамках этой сессии.
Поспешность, с которой принимался бюджет в первых вопросах повестки, и нежелание некоторых депутатов отложить рассмотрение вопроса на вторую половину повестки привело к изучению процедурных вопросов.
Правовое управление указало председателю Заксобрания, что депутат вправе до окончания второго чтения внести поправку в закон.
Пришлось также объяснять смысл основания его поправки: «В целях соблюдения в соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса РФ принципа эффективности использования бюджетных средств».
Данный вид бюджетных расходов преду­смотрен в рамках концессионного соглашения от 07.03.2023, заключённого между Минприроды (концедент) и ООО «РТ-НЭО Переработка отходов» (концессионер) по строительству на территории АГО мусороперерабатывающего завода. При этом указанным соглашением предусмотрены этапы создания объекта, и условием получения капитального гранта (т.е. спорных 900 000,0 тыс. рублей) является получение концессионером положительного заключения госэкспертизы проектной документации и достоверности сметной стоимости на объект соглашения. Однако концессионер данных результатов в 2023 году получить не планирует
(заключение КСП Иркутской области от 14.06.2023 № 01/36-Э).
Кроме того, при страховании ответственности концессионер может выйти максимум на страховое возмещение в 67 млн рублей – его имущественное положение, по оценке КСП, не позволяет получить страховку в размере капитального гранта.
Смысл вышеуказанного концессионного соглашения – использование наименьшего объёма средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определённого бюджетом объёма средств (результативности). Однако и смысл соглашения, и принцип эффективности использования бюджетных средств по ходу реализации «мусорного проекта» явно не соблюдаются.
В связи с этим, учитывая, что регион результатов, заданных концессионным соглашением, объективно не получит, автор поправки предложил расходы по коду целевой статьи 6520329999 (финансирование строительства мусороперерабытывающего завода в Ангарске) исключить.
Как видите, «Поправка Сарсенбаева» оказалась документом весьма существенным и для Ангарска крайне полезным. Но один, как мы знаем, в поле не воин. И хотя вносилась она не одним Сарсенбаевым (ее соавторами была треть депутатского корпуса), ни на профильном бюджетном комитете, ни на сессии реальной поддержки Евгений Сейтович не получил. Оно и понятно: «Если не в Ангарске заводик построят, то где? А вдруг у нас?..»
Тем не менее с подачи Сарсенбаева замолчать блокаду его поправки не удалось. Обсуждение получилось хоть и непонятным для обывателя, но достаточно резонансным и вполне подходящим для кривотолков.
Однако в региональных СМИ этот инцидент остался незамеченным. По всей видимости, областное руководство не было настроено публично обсуждать «Поправку Сарсенбаева».
И только наши «Ангарские ведомости» разродились совершенно необязательной статьей, к тому же выстрелившей в пустоту. Похоже, её заказчик сделал это без согласования со своим областным руководством. Говорят, глава города лично продублировал этот «выстрел», заявив, что Сарсенбаев был намерен перенести вопрос о бюджете на осеннюю сессию. Конечно, журналист может быть безграмотным в вопросах о бюджетном процессе и о регламенте областного парламента, но «заслуженному строителю России» негоже демонстрировать свою некомпетентность, распространяя подобные фейки. Нам и украинских хватает.
В итоге получился конфуз: региональное руководство «наложило вето» на популяризацию Сарсенбаева, а наша городская администрация «шефов» подставила? У М.Е. Салтыкова-Щедрина есть такая социальная сказка – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» называется. Если ее переиначить на ангарский манер, то описанный мной конфуз можно озаглавить так: «Как один мужик двух генералов подставил».
И всё же блокада действительно была, но это была не безуспешная попытка Сарсенбаева заблокировать бюджет, а успешная попытка «мусорных лоббистов» заблокировать его поправки. При этом у администрации Петрова найдётся, полагаю, и свой немалый интерес к строительству у нас мусороперерабытывающего завода. Так кто же недруг Ангарска?
Поэтому я возвращаю автору и заказчику статьи их вопрос: «Что вами двигало, господа, «глупость или холодный расчёт?»
А на свой вопрос о том, какой смысл был у той статьи, ответа я так и не нашёл…
И в завершение. Вот что пообещала городская власть ангарчанам через 2,5 года: «Скейт-парк и лыжероллерная трасса, новые многофункциональные спортивные площадки и дворовые хоккейные корты, благоустройство памятных мест и скверов, ремонт внутриквартальных проездов и внегородских дорог, капитальный ремонт здания бывшей больницы в 85 квартале и создание жилых помещений для предоставления в аренду работникам бюджетной сферы». И много чего ещё. Однако…
Госпрограмма, как мы с вами уже запомнили, рассчитана до 2025 года, и именно в 2025 году у Сергея Петрова очередные мэрские выборы. И денег это мероприятие стоит немалых…
Александр Пашков,
помощник депутата Законодательного собрания Иркутской области Е.С. Сарсенбаева

Последние новости

В Кузбассе за год больше двух тысяч человек заразились ВИЧ

В Кемеровской области больше двух тысяч граждан заразились вирусом иммунодефицита человека в прошлом году.

Иркутян приглашают пройти бесплатное тестирование на ВИЧ-инфекцию 19 мая

Фото пресс-службы Иркутского областного центра СПИД Каждое третье воскресенье мая отмечается Международный день памяти умерших от СПИДа.

Органы прокуратуры проведут проверку и проконтролируют уголовное дело в связи с гибелью подростка в Братском районе

Органами прокуратуры Иркутской области организована проверка и поставлено на контроль установление всех обстоятельств возникновения в ночь с 17 на 18.05.

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *