Библиосфера. Александр Проханов «ЦДЛ» 16+
Роман Александра Проханова «ЦДЛ», составляющий большую часть новой книги писателя «ЦДЛ.
Роман Александра Проханова «ЦДЛ», составляющий большую часть новой книги писателя «ЦДЛ. Оплавленный янтарь», бесспорно, уже стал значимым событием в современной литературе. Анализировать роман Проханова непросто – слишком сильным оказывается эмоциональное воздействие на читателя, и в этом он верен себе уже много лет, на протяжении многих романов. Но ни к одному из прошлых романов не надо подбирать столько ключей, чтобы погрузиться во все оттенки сокровенного смысла.
Этот роман для тех, кто по-настоящему любит русскую жизнь, интересуется во всех деталях бытованием интеллигенции, политиков, военной элиты. Но тем не менее это никак не ЖЗЛ, не нон-фикшн, и уж точно роман не о Центральном доме литераторов (ЦДЛ), хотя в нём происходит много ключевых сцен. Пожалуй, в этих рассуждениях можно найти первый и главный ключ к пониманию романа Проханова. Это роман-символ, где один большой скрепляющий символический контур содержит в себе много других, и все они вместе создают композиционное целое. Сюжет полон узнаваемых персонажей, часть из которых действует под своими именами, часть – под слегка вымышленными. Он выстроен следующим образом: от писательской посиделки в ЦДЛ по поводу выхода новой книги главного героя Виктора Куравлёва (в котором легко узнаётся сам Проханов) тянутся лучи событий и в элитную писательскую квартиру у метро «Аэропорт», и домой к Куравлёву, где любящая жена и два сына в сложном возрасте, и в Афганистан, и в квартиру на «Академической», где живёт женщина, в которую Куравлёв мгновенно и греховно влюбляется, и в редакцию «Литературной газеты». Эти лучи впиваются друг в друга в непримиримом антагонизме и терзают, соблазняют, в то же время заполняют событиями и укрепляют героя, чья богатырская суть не всегда в подвиге, а чаще в терпении и в преодолении самого себя. Проханов великолепно описывает, как формируется рукопожатная точка зрения, как мало она имеет отношения к действительности и как по-инквизиторски она настроена к тем, кто хочет настоящую правду отыскать и открыть людям.
Этот ключ, если вы им правильно воспользуетесь, позволит осознать вам целостность произведения, где картины меняют друг друга с поразительной, почти кинематографической логикой, где частная жизнь соседствует с тектоническими сдвигами в истории, где в наличии все романные элементы от трагической любовной линии до захватывающего политического детектива.
Однако этого ключа недостаточно, чтобы впитать всё смысловое многообразие текста. Большой ошибкой было позиционировать этот роман как роман о ЦДЛ и его обитателях. Документальная точность не имеет здесь никакого значения. ЦДЛ в романе – это идеально работающая, разросшаяся до гигантских размеров метафора, трагическое средоточие интеллигентских усилий, в итоге уничтожающих их самих. (Уже не скроешь, что интеллигенция усердней всего приближала 1991 год, но сама больше всего пострадала от его последствий). Проханову не так важен сам человек с его ничтожными страстишками, а его другая суть, не всегда явленная, но определяющая его отличность от других. И здесь фигура главного героя приобретает черты сказочного спасителя, богатыря, русского воина, который может отступить к самым стенам своей крепости, может даже временно пустить врага на свою территорию, но там, где вершатся судьбы мира, его стойкость и решительность всегда будет оценена мировыми судьями выше, чем коварство и тяга к разрушению его противников.
Третий ключ к «ЦДЛ» – это понимание того, что Проханов не ориентируется ни на какие модные или же, наоборот, антимодные веяния в русской и мировой литературе. Для него всегда было важным сочетание стиля, основанного на гибкости и богатстве русского языка, с предельной искренностью чувств. Эмоциональный след от романа заставляет бесконечно вспоминать и осмысливать описанные в романе и осадок от ускользающей дружбы, и утрату любимой женщины, и любовь к семье, к детям, и восхищение московской Византией, которая погибает и воскресает в России бесконечно, и отчаянную попытку спасти страну от дьявольского молоха. В романе много сцен, заставляющих сопереживать героям как живым людям, своим друзьям, знакомым.
Роман достаточно лаконичен по объёму, в нём нет ничего лишнего, любимейшие Прохановым метафоры здесь не на первом месте, они всего лишь винтики в изображении панорамы гибели империи, которая исчезла только для того, чтобы где-то накопить целительных сил и явиться в новом качестве, качестве, спасительном для россиян. Какой она будет? Проханов размышляет об этом все последние 30 лет. Давайте попробуем присоединиться к этим размышлениям.
В конце книги помещены стихи Александра Проханова «Оплавленный янтарь». В основном четверостишия. Это поэзия тонких миров, где сочетаются любовь и снегопады, вещие синицы и «сталь винтовок в кровавых кулаках». Это загадочный оттиск того, что происходит в душе художника, прожившего огромную жизнь, готового с ней распроститься и вернуться в неё в виде русских снегов, цветущих золотых одуванчиков и смеха любимой женщины.
Проханов А. ЦДЛ : роман ; Оплавленный янтарь : стихи / Александр Проханов. – Москва : Вече, 2021. – 384 с. – (Проза нового века).
Райс Ж.В.,
главный библиограф Центральной городской библиотеки им. И. Черемных
(по материалам периодических изданий и источников открытого доступа)
Последние новости
Иркутская Дума обсуждает социальные инициативы и культурные проекты
Комиссия рассмотрела 12 вопросов, касающихся социальной политики и благоустройства города.
Городской фестиваль детской песни «Песенка-чудесенка»
В «Юности» прошел яркий музыкальный праздник для детей.
Жизнь Нины Ивановны: Воспоминания о Великой Отечественной войне
История о том, как маленькая девочка пережила трудные времена войны.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией