Радуга творчества от нижнеудинских мастеров

Художественная береста, лозоплетение, птицы счастья из щепы, сувенирные и настоящие лапти, авторские куклы, филигрань из джута, вышивка в различных техниках, резьба по дереву, вязание, лоскутное шитье.

Художественная береста, лозоплетение, птицы счастья из щепы, сувенирные и настоящие лапти, авторские куклы, филигрань из джута, вышивка в различных техниках, резьба по дереву, вязание, лоскутное шитье. Все это великолепие можно увидеть на выставке мастеров клуба «Творчество» Нижнеудинского музейно-культурного центра, которая открылась в Ремесленном подворье Иркутского областного Дома народного творчества.

Клуб «Творчество» – один из старейших в Иркутской области. Он был создан в 1984 году. По результатам его работы в 1997 году ему присвоено звание народного. Его сотрудники Владимир Антипенко и Мария Онучкова были одними из первых удостоены звания народного мастера Иркутской области.

Сегодня художники клуба занимаются гончарным делом, ткацким ремеслом, изготавливают точеные изделия из дерева. Проводят большую работу по изучению технологии создания традиционной тряпичной куклы. Осваивают ручную художественную вышивку и обработку бересты. В качестве методических пособий создают множество образцов по различным видам традиционных народных ремесел. Но главное, что мастера клуба обучили сотни человек, многие из которых выбрали художественное творчество своей профессией. Сегодня мы расскажем о художниках из клуба «Творчество».

Берестяные «грамоты» Владимира Антипенко

Владимир Антипенко – один из самых известных берестянщиков области. Будучи художником по профессии, он возвел бересту в искусство. В итоге, его работы отличаются от многих сочетанием сразу нескольких техник, филигранной работой, а также уникальными берестяными миниатюрами на изделиях.

  – Владимир Петрович, расскажите, что вы представили на выставке?

– Здесь работы, которые я создал за последние несколько лет. Среди них – большой туес «130-й квартал», что символично, ведь мы сегодня выставляемся именно в нем. Другая крупная работа – туес «Святая Троица Андрея Рублева», выполненная в технике маркетри – цветной мозаики из бересты. Чтобы сделать эту работу, нужно соединить семь слоев материала, которые были обработаны в разных техниках: теснение, прорезная береста, чеканка и других. Есть на выставке самовар «Аром Байкала».

  – Неужели из берестяного самовара можно пить чай?

– Конечно, в нем можно вскипятить 3,5 литра воды. Внутри самовара – латунный цилиндр, вокруг него – воздушное пространство. Чтобы изготовить деревянную болванку для такого самовара, нужно очень хорошо знать черчение. Сначала рисуется красивая линия сосуда, потом рассчитывается его объем. На выставке также можно увидеть сервизы: винный и набор для кваса. Все мои изделия функциональные. Кстати, туес – это, по сути, термос, если, например, вы нальете в берестяную кружку холодную жидкость, то он сохранит эту температуру. Внутри береста обработана подсолнечным маслом, а снаружи – воском.

  – А что за труба на изюбра представлена на выставке?

– В Нижнеудинском музее есть старинная охотничья труба на этого зверя. Я снял с нее мерку, потом мне на станке выточили деревянную болванку, на которую я набрал многослойную бересту. В итоге труба звучит, как изюбр во время гона, но имейте в виду, что на нее может выйти и медведь, который охотится на зверя.

  – Как и когда вы увлеклись берестой?

– По образованию я – художник-мастер. Закончил в 1976 году керамическое отделение Иркутского училища искусств. Работал в Нижнеудинске художником-оформителем, так как керамика – очень сложный процесс, и у нас не было технических возможностей, чтобы изготовить хорошие работы. Уже тогда я знал, что люди в старину занимались берестой, что это экологически чистый материал, и я решил освоить это дело. Но научить меня этому виду искусству было некому. Однажды моя супруга, которая работала библиотекарем, принесла мне вырезку, где было написано, как делать туеса. Я прочитал, поехал в лес и попытался снять цельный «чулок» с березы. Снял кое-как, и из-за сложности процесса забросил это дело. Но из первого цилиндра я все-таки сделал туес.

Потом я нашел эту вырезку снова. Оказалось, из-за невнимательности пропустил две строки. Со второй попытки у меня все получилось!

  – Много у вас учеников?

– Я часто провожу мастер-классы. Иногда у меня бывают по 100 человек взрослых. Есть ученики, которые уже сами мастера. В клубе у меня занимаются ребятишки, но важно даже не то, станут они мастерами или нет. Главное, что ни один из них не пошел по дурному пути, все закончили институты, создали хорошие семьи.

  – Говорят, у нас мало качественной бересты?

– Это, правда, я езжу за материалом за 100 км и больше. Березы болеют, гладкоствольной бересты очень мало. Приходится долго искать.

  – Что мотивирует вас в творчестве?

– Я люблю ставить перед собой сложные задачи. Например, в 1997 году сделал первую берестяную книгу «Летопись Иркутска». Потом 10 лет вынашивал замысел книги «Православные храмы Иркутска». Это был огромный труд – с 7 утра до 11 ночи, но каждая страница приносила мне колоссальное удовольствие! Над своими туесами я тоже работаю по несколько дней. Знаю, что подобных работ нет нигде в России. Но главное, делать работу с любовью и стремиться к совершенству, тогда все трудозатраты окупятся с лихвой.

Филигранное искусство Марии Онучковой

Мария Онучкова не только руководитель клуба «Творчество», но и идейный вдохновитель, и, можно сказать, душа всей команды. Активная и позитивная, она постоянно осваивает новые виды искусства. Недавно, например, увлеклась джутовой филигранью, и теперь создает воздушные шкатулки и кукол в этой технике. На выставке в Иркутске она также представила свое фирменное лоскутное шитье, игрушку в технике сухого валяния и тряпичную куклу.

  – Мария Ивановна, что такое джутовая филигрань?

– С помощью джутовой нити и клея на целлофане выкладывается воздушный рисунок. В итоге изделие получается корпусным и объемным, хорошо держит форму и выглядит эффектно. Если в первых изделиях я повторяла рисунки из интернета, чтобы освоить технологию, то в последующих я, будучи художником по профессии, придумала свой узор, даже внесла ноу-хау. Это видно на примере стрекозы из льняной нити, которая венчает шкатулку. Я сделала ее крылья с помощью клея, который дал нам красивую прозрачную пленку.

  – Где вы получили образование?

– Я закончила Фрунзенское художественное училище в Киргизии. Там мы изучали русскую народную и киргизскую национальную культуры, поэтому создание ковров, лоскутная техника, шорное искусство – это то, чем я владею очень хорошо. Потом в Новосибирске закончила высшие курсы по классу художественных школ, и мне предложили поехать работать в Сибирь.

В 1998 году директор Нижнеудинского дома народного творчества Нина Манжосова пригласила меня к себе на работу, и мы начали очень успешно развиваться. Она и подсказала мне, что лоскутной техникой у нас занимаются очень мало, тогда я и окунулась с головой в это замечательное искусство, сама быстро освоила все техники. Кстати, это не простое ремесло, в одном покрывале может быть до тысячи элементов.

  – У вас, наверное, много учеников?

– Конечно, и я с гордостью хочу сказать, что мои ребята стопроцентно поступали в престижные вузы и ссузы страны. Многие из тех, кто живет и работает за границей, предлагают мне переехать. У меня и самой много родственников в Польше, Германии, Австралии. Но я не хочу покидать Россию, культура нашей страны для меня смысл жизни.

  Волшебные нити Светланы Коршуновой

Светлана Коршунова представила на выставке вышивки во всевозможных техниках – объемной, крестом, тамбурным швом, бисером, графические и живописные картины гладью и народный костюм. Также здесь можно увидеть ее вязаные игрушки, ведь мастерица легко управляется с любыми нитями.

  – Светлана Евгеньевна, правда, что вы по образованию художник-модельер?

– Да, я – техник-технолог швейного производства и модельер-конструктор. Сначала работала на комбинате бытового обслуживания, потом меня отправили на курсы повышения квалификации, выучилась на конструктора-художника. Когда комбинат закрыли, ушла в школу преподавать уроки по труду, а еще на полставки работала в Нижнеудинском доме народного творчества, который сегодня занимает все мое время.

  – А в творчестве чему отдаете предпочтение?

– С удовольствием работаю во всех техниках вышивания. Создаю модные сегодня броши из бисера. Делаю композиции в трудоемкой технике объемной вышивки. На выставке вы можете увидеть мои «Розы» и «Райских птиц». Но когда я преподаю, многие ученики просят меня научить их шить, и тогда вспоминаю свою основную специальность.

  – Откуда вы берете узоры для своей вышивки?

– По-разному. Так как я художник, не люблю копировать. Но, например, в рушнике «Гжель» взяла один из традиционных орнаментов. В свадебных полотенцах тоже придерживалась канона. Но в основном люблю создавать свои орнаменты или целые картины.

  Птицы счастья Виктора Четвергова

Переливаясь золотистыми перьями, щепные птицы мастера Виктора Четвергова сразу обращают на себя внимание. Паря в пространстве комнаты, они восхищают тонкой работой и создают праздничное настроение. Видимо, не случайно в народе их назвали птицами счастья. 20 лет назад мастер возродил этот вид творчества и сегодня с удовольствием делится своим опытом с учениками.

  – Как давно вы делаете таких птиц?

– Я закончил Тулунский совхоз-техникум, был мастером производственного обучения в столярном цехе. Но в 1996 году решил все поменять, переехал в Нижнеудинск и устроился в Дом народного творчества. Тогда мне хотелось заниматься какими-то исконными русскими видами искусств. Очень понравилась щепная птица, но в наших краях не было мастеров, которые бы этим занимались. Пришлось по крупицам собирать информацию и создавать первую птицу методом проб и ошибок.

  – У вас получилось?

– Да, первая птица получилась, а вторая – нет. Прошлось все переосмыслить, проанализировать технологию, и дело пошло! Чтобы создавать таких птиц, нужны большое желание и огромное терпение. Как ни странно, у меня много учеников, которые с удовольствием осваивают это искусство. Но ребята, конечно, получают более широкую подготовку. Учатся резьбе по дереву, вытачивают ложки, занимаются художественным выжиганием.

  – Какое значение имеют такие птицы?

– Это оберег для дома. Считается, что чем больше мастер сумел сделать перьев, тем больше будет счастья. Еще я делаю лапти, они, кстати, тоже оберег. Люди верят, что берестяная обувь приносит благосостояние в дом. Кстати, их заказывают не только как сувенир, но и в качестве обуви для дома и бани. Это говорит о том, что традиционные виды промысла сегодня все больше востребованы в быту.

Увидеть работы художников клуба «Творчества» можно будет до 30 июня.

Фото из архива Иркутского областного дома народного творчества

Светлана Бурдинская

Последние новости

Новая детская поликлиника в Новонукутском: начало строительства

Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев обсудил планы по строительству медицинского учреждения.

Правовая помощь детям в Тулуне

В Тулунском городском суде прошла встреча, посвященная правам детей.

Четвертый этап военно-спортивной игры «Победа» в Саянске

Команды школ города соревнуются в военно-спортивной подготовке.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Павлово

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *