«Саня, драматург» готовится к премьере. Иркутский режиссер заканчивает работу над кинолентой об Александре Вампилове
«Кинокомпания Юрия Яшникова» продолжает работу над циклом документальных лент о наших выдающихся земляках.
«Кинокомпания Юрия Яшникова» продолжает работу над циклом документальных лент о наших выдающихся земляках.
Первый фильм проекта, который реализуется при поддержке регионального министерства культуры, «Русский Морган» рассказывал о самом богатом предпринимателе царской России Николае Второве. Премьера второй серии — «Саня, драматург» — состоится уже этой осенью. Фильм посвящен Александру Вампилову. О том, как проходит работа над кинолентой и какие события легли в ее основу, еженедельнику «Иркутск» рассказала режиссер Анастасия Зверькова.
— Ваши работы — игровой фильм «Без неба» с Дмитрием Певцовым в главной роли и «Русский Морган» — получили много позитивных отзывов, как зрителей, так и критиков. Новая работа «Саня, драматург» рассказывает о человеке, который благодаря своим пьесам сегодня известен во всем мире. Изучается его биография, создаются музейные экспозиции, пишутся книги воспоминаний. Что нового об Александре Вампилове вы открываете своим фильмом?
— Новой является история утраченного интервью, вокруг которого строится повествование фильма. Это было в мае 1970 года. В Иркутск прилетел журналист ленинградского литературно-художественного и общественно-политического журнала «Аврора» Лев Сидоровский, тоже, между прочим, иркутянин. Заядлый театрал, вечером он пошел в драматический театр имени Н. П. Охлопкова и купил билет на неизвестную в то время пьесу «Старший сын» местного автора. Увиденное на сцене так захватило Льва Исаевича, что на следующий день он стал искать встречи с Александром Вампиловым, чтобы взять у него интервью. В итоге на улице 5-й Армии, в старом доме Союза писателей, на месте которого ныне стоит ведомственный детский сад железной дороги, встретились трое: журналист Лев Сидоровский и два писателя — Александр Вампилов и Валентин Распутин. За несколько часов оживленной беседы Лев Исаевич исписал мелким почерком почти всю тетрадь в 12 листов. Но к сожалению, когда материал был написан, редакторы журнала «Аврора» исключили текст из набора, объяснив это тем, что материалов слишком много и нужно было чем-то жертвовать… Вот так опрометчиво было не опубликовано, а затем утеряно единственное большое интервью в жизни Александра Вампилова. В некотором роде мы восстановим историческую справедливость. По сути, мы берем на себя риск представить, каким оно было.
— Когда вы создавали «Русского Моргана», вы тоже искали эксклюзивный материал. И в итоге нашли уникальные кадры кинохроники с Николаем Второвым в английском архиве французской студии Pathe. В фильме «Саня, драматург» вы ставили перед собой задачу поиска эксклюзивной хроники?
— Безусловно. Все началось со встречи с иркутским звукорежиссером Виталием Петровым. Он рассказал, что его отец — Игорь Константинович, который учился на одном курсе с Александром Вампиловым, много лет искал записи голоса своего друга. Но, к сожалению, так и не нашел. По его свидетельству, Александр Вампилов давал свое единственное радиоинтервью Ленинградскому радио. Нас это заинтересовало. И мы приступили к поискам. Выяснилось, что архив Ленинградского радио имел статус ведомственного, а значит, хранящиеся в нем записи не были доступны для исследователей. Но оказалось, что три года назад ограничения были сняты. И более 400 тысяч пленок поступило на хранение в Государственный архив Санкт-Петербурга. Сейчас его специалисты оцифровывают этот исполинский объем пленок. И если запись голоса Александра Вампилова будет найдена, то мы, по договоренности с руководством архива, узнаем об этом первыми.
— Расскажите, чем удивит зрителя визуальный ряд фильма. Будет ли он отличаться от того, который мы уже видели в «Русском Моргане»?
— «Русский Морган» и «Саня, драматург» — это две серии документального сериала «Киноинтервью». Поэтому они должны представлять собой стилистическое единство. Но время вносит свои коррективы, и нам хочется делать более сложные вещи. Поэтому для фильма «Саня, драматург» мы задумали создание рисованной анимации. Для этой работы долго искали художника с широким стилистическим диапазоном. Вели переписку с российскими и зарубежными авторами. И в итоге нашли… в Иркутске. Анимацию для фильма делает Екатерина Лазарева, выпускница Иркутского художественного училища, стрит-арт-артист, человек огромного таланта.
— Правильно ли я понимаю, раз «Саня, драматург» — вторая серия документального сериала, то формат фильма — это реконструкция интервью с Александром Вампиловым, где вы, как автор, используете в качестве ответов на свои вопросы сохранившиеся записи главного героя киноленты?
— Мы старались максимально использовать высказывания самого Вампилова. При работе над «Русским Морганом» такой возможности не было, так как записи прямой речи купца Второва не сохранились. У Вампилова есть и письма, и дневники, и записные книжки… По сути, сценарий строится на компиляции его прямой речи. Нам было интересно понять, как он мыслил.
— И вам это удалось?
— Думаю, да. Мне, например, стало понятно, почему любимым автором Вампилова был О`Генри. Драматургической пружиной в его творчестве, как и у О`Генри, является парадокс. Контрастные, объемные проявления реальности становились предметом его писательского поиска. В его воспоминаниях есть эпизод, где он описывает свою землячку Аксинью, женщину, прошедшую войну. Как она, некогда первая красавица на селе, вернувшись с фронта, огрубела, стала курить махорку и работать за мужика. Но песни она, как пишет Вампилов, пела по-бабьи, высоким, выматывающим душу голосом. Такие вот контрасты он схватывал повсюду. Его дневники и письма строятся на этих парадоксах.
— Какие еще иркутяне станут героями ваших фильмов?
— Мы надеемся, что следующими героями сериала станут такие известные иркутяне, как Леонид Гайдай, основоположники отечественного вертолетостроения Николай Камов и Михаил Миль, антрополог, первый в мире восстановивший облик древнего человека, Михаил Герасимов. И этот список будет продолжаться.
Нина Воронина
Фото Софьи Самсоновой и из социальных сетей Юрия Яшникова
На фото — коллектив съемочной группы «Кинокомпания Юрия Яшникова» возле памятника Александру Вампилову на его родине в Кутулике. «Вовсю идут монтаж и работа над компьютерной графикой фильма «Саня, драматург», доделываются последние штрихи в анимации, онлайн-премьера состоится осенью», — обещают в кинокомпании
Режиссер фильма Анастасия Зверькова и оператор-постановщик Евгений Ряжев. «Скорее всего, он известен вам в другой ипостаси, поскольку Женя — передовой фотограф Сибири, — рассказывает руководитель компании Юрий Яшников. — Режиссер Настя Зверькова была в восторге от работы с Женей на площадке. Он не из тех операторов, кто действует строго по предложенному плану. Женя видит новое, рождающееся в моменте, и сразу предлагает это реализовать. По Настиным словам, такая импровизация очень многое дала фильму»
Перед художником-постановщиком Тимофеем Махнёвым в работе над документальным фильмом «Саня, драматург» стояла сложная задача. Ему нужно было воссоздать интерьер конца 60-х — начала 70-х годов. Тимофей сделал несколько интересных находок: в кадре появляются нарисованная на поверхности советского стола шахматная доска (на фото) и большой холст с изображением лодки. На втором этапе Тимофей уже руководил реквизиторами, которые искали нужные предметы в иркутских музеях и на частных антресолях.
Где смотреть?
Фильм «Саня, драматург» будет доступен в социальных сетях и онлайн-кинотеатрах, на сайте киноинтервью.рф.
Последние новости
Новая детская поликлиника в Новонукутском: начало строительства
Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев обсудил планы по строительству медицинского учреждения.
Правовая помощь детям в Тулуне
В Тулунском городском суде прошла встреча, посвященная правам детей.
Четвертый этап военно-спортивной игры «Победа» в Саянске
Команды школ города соревнуются в военно-спортивной подготовке.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку