Живой и мертвый
Лама Иволгинского дацана рассказал о чудесах вокруг нетленного тела Хамбо-ламы Итигэлова На фото — один из трех хранителей Хамбо-ламы Итигэлова лама Даши Батуев, который служит в Иволгинском дацане с 1991 года.
Феномен Хамбо-ламы Итигэлова уже почти 20 лет будоражит умы людей. Деревянный саркофаг с телом бурятского священнослужителя подняли в 2002 году в Иволгинском районе Бурятии. Он пробыл в земле 75 лет, но за этот немалый срок его тело не подверглось естественным биологическим изменениям, время как будто забыло про него. Кожа его по сей день сохраняет упругость, а суставы — подвижность, он по-прежнему сидит в позе медитации, держа спину прямо, а после тяжелой службы на лбу ни живого, ни мертвого монаха выступает испарина. Одни видят, как Хамбо-лама шевелится, другие утверждают, что получают от него послания и советы. Любители тайн, криминалисты и ученые уже многие годы бьются над загадкой нетленного, а буддисты просто верят, что Хамбо-лама жив, и наперебой рассказывают удивительные истории общения с ним. Именно о чудесах, которые происходят вокруг тела Итигэлова, рассказал один из трех его хранителей — лама Иволгинского дацана Даши Батуев, который 7 июня побывал в Иркутске. Что еще происходило на встрече — читайте в этом номере «Пятницы».
В небольшом зале галереи «Че Гевара» на улице Сергеева в Иркутске в окружении картин современных авторов собралось больше трех десятков человек. Люди разного возраста — от творческой молодежи до людей преклонного возраста пришли сюда в предвкушении увлекательных рассказов человека, который каждый день прикасается к неизведанному. Даши Батуев служит в Иволгинском дацане с 1991 года и знает немало случаев, когда нетленный лама приходил на помощь и давал совет.
Даши сидит за столом, на котором стоит только графин с водой. На стене за ним висит изображение Будды, чуть в стороне — самый большой портрет Хамбо-ламы Итигэлова кисти иркутского художника Олега Маркуса, который сейчас как раз выставляется в галерее. В полной тишине лама начинает свой рассказ с извинений.
— Если я буду сбиваться, вы меня извините, — говорит он и, как многие буряты, добавляет в конце фразы «ага».
По сохранившимся данным, Даши Доржи Итигэлов родился в 1852 году, но о родителях его ничего неизвестно, поэтому принято считать, что он был сиротой.
— Он был очень любознательным мальчиком, со своеобразным нравом, — рассказывает Даши-лама. — Он пас овец, нередко пригонял их на кладбища, а однажды приехал домой верхом на быке, держа в руках кол, на который был надет человеческий череп. Испуганной хозяйке он сказал: «Я стану Хамбо-ламой».
В 14-летнем возрасте монахи забрали Итигэлова в Аненский дацан, где он проучился больше 20 лет. В марте 1911-го Итигэлов был избран ХII Пандито Хамбо-ламой, то есть главой бурятских буддистов, а через два года его пригласили на празднование 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербург. На торжественном обеде от имени всех бурят он произнес поздравительную речь для императора, которому присягал на верность. В 1917 году по состоянию здоровья он оставил пост Хамбо-ламы. Правда, есть догадки, что в большей степени это связано с отречением императора от престола.
Но самое интересное произошло через 10 лет. В июне 1927 года 75-летний Итигэлов собрал учеников и попросил их прочитать для него молитву «Благопожелание уходящему». Ламы не решались, и тогда он начал читать ее сам и погрузился в медитацию. После окончания обряда священнослужителя в позе лотоса поместили в деревянный саркофаг и захоронили на глубину двух метров в местечке Хухэ-Зурхэн. Прежде чем погрузиться в глубокую медитацию, лама пообещал вернуться через 75 лет, то есть аккурат в 2002 году. Так и произошло. Поговаривают, что Хамбо-лама Итигэлов повадился сниться одному из монахов, говорил, что ему пора выходить. Тот рассказал о своих снах ламам, а те — действующему Хамбо-ламе Аюшееву. Правда, свое согласие на поиск саркофага с Итигэловым лама дал не сразу.
— В 2002 году к действующему Хамбо-ламе Аюшееву несколько раз обращались с просьбой вскрыть короб. Но каждый раз он отказывал. В 29-й лунный день к нему вновь пришли с предложением поменять сруб, на котором сидит Хамбо-лама Итигэлов, и он дал свое согласие.
29 сентября 2002 года в указанном месте ламы приступили к раскопкам. Саркофаг с нетленным нашли под большим плоским камнем.
— Когда его вскрыли, увидели, что Хамбо-лама Итигэлов находится в неизменном состоянии. Голова его была покрыта хадаком (ритуальный длинный шарф, один из буддистских символов, знак почтения, дружбы, пожелание добра. — Прим. авт. ). Доложили об этом Хамбо-ламе, после чего было принято решение перевезти Хамбо-ламу Итигэлова в Иволгинский дацан. Это было очень смелое решение, потому что это ответственный шаг.
Судмедэксперты, которые присутствовали на вскрытии короба, уверяли, что через несколько дней тело монаха начнет портиться, как обычно бывает при резкой смене условий хранения. Даши Батуев поясняет, что подобные находки очень требовательны к климату, на свежем воздухе у них происходит процесс окисления. Испугавшись за сохранность, ламы заказали в Иркутске холодильную камеру и поместили в нее Хамбо-ламу Итигэлова.
— Когда на следующий день утром пришли, в области головы на стекле была испарина, — продолжает Даши. — Тогда и решили отказаться от каких-либо температурных режимов, так что по сей день Хамбо-лама дышит тем же воздухом, что и мы.
Над вопросом, живой или мертвый, бились многие ведущие ученые. Феномен Итигэлова заинтересовал даже ведущего эксперта в области идентификации личности, главного судмедэксперта страны, доктора медицинских наук Виктора Звягина, который одним из первых изучал останки императорской семьи Романовых. Исследовав на спектрометре волосы, кожу и ногти буддиста, ученый пришел к выводу, что они соответствуют телу, умершему не больше двух суток, но никак не 75 лет назад. Кроме того, суставы Хамбо-ламы по сей день сохранили подвижность, кожа — упругость, все внутренние органы на месте и нет даже намека на следы бальзамирования или консервации тела. Удивительно также то, что уже больше 90 лет ни живой, ни мертвый монах без всяких поддерживающих устройств и опор сохраняет позу, в которой он был захоронен. В общем, как ни старались скептики, но не нашли всему этому никакого разумного объяснения и назвали Хамбо-ламу феноменом, человеком, который остался живым после смерти, нарушив тем самым законы физики и привычный порядок вещей.
— А еще он потеет, ага! — заявляет Даши-лама. — Как правило, это происходит во время молебна при больших скоплениях народа. Я сам думал, что это масла выделяются или еще что-то, но когда за один молебен пришлось вытирать ему лицо два раза, я поверил.
Среди слушателей прошла рябь удивленного шепота.
— А я собственными глазами это видела! — одухотворенно сказала одна из присутствовавших на лекции, иркутянка Вера. — Это просто удивительно!
Ее слова вызвали у Даши-ламы радостную улыбку, и он заметил, что на этом чудеса вокруг Хамбо-ламы Итигэлова не заканчиваются.
— Так как я являюсь одним из трех его хранителей, разговариваю с людьми, и оказывается, что они по-разному его видят. Для одних он сидит с газетой в руках, для других — в темных очках, третьи спрашивают, почему мы заклеили ему глаза скотчем, а некоторые даже не видят его вовсе. Могут ходить вокруг и не видеть.
По словам монаха, рассказов о чудесах Хамбо-ламы хватит на многие дни, за три часа рассказать обо всем невозможно.
— Он является во снах, предупреждает, советует. Например, у нас в дацане побывал один московский предприниматель. Через какое-то время он попал в ДТП, но не пострадал, хотя машина превратилась в груду металла. Он вспоминал, что в момент аварии перед ним появился Итигэлов и сказал, что все будет хорошо.
Ежегодно в дни подходов к Хамбо-ламе приезжают тысячи человек. Каждый просит у него совета или помощи. Кто-то волнуется о здоровье и просит помочь в лечении, кто-то печется о родственниках или волнуется о благосостоянии семьи. В последнее время Хамбо-ламу все чаще просят о материальном — о машине, квартире. Каждый так или иначе получает от него намек, ответ на свой вопрос или просьбу.
— Прошлым летом к нам приезжала женщина из Египта, которая говорила, что от пирамид идет очень тревожная энергетика. А от Хамбо-ламы — хорошая.
В свое время ученые решили проверить биополе Итигэлова. Судя по колебаниям специального маятника, оно достигает 23 тысяч километров, то есть покрывает примерно пол-Земли.
— И кстати, мы отошли от термина «нетленный», — замечает Даши Батуев. — Потому что по всем параметрам, по всем исследованиям, о которых я вам уже говорил, Хамбо-лама — это живой человек.
Почти три часа все слушали ламу, затаив дыхание. Под конец своего монолога он подарил собравшимся хадаки. «Они лежали на коленях Хамбо-ламы Итигэлова», — пояснил он и отметил, что каждый цвет несет свой смысл: синий означает гармонию, белый — благополучие, желтый — достаток и плодородие. Каждый из слушателей взял то, чего ему не хватало.
В завершение встречи Даши-лама по просьбам слушателей провел получасовой молебен о благополучии всего живого.
Хорошая компания
Оказывается, феномен Хамбо-ламы Итигэлова не единственный в мире. По всему земному шару наберется еще несколько десятков нетленных мощей. Например, не так давно, в 2015 году, в Монголии обнаружили буддийского монаха, который больше 200 лет провел в позе лотоса. Как и у бурятского ламы, тело монгольского священнослужителя не тронуто гниением, не бальзамировалось и не консервировалось. Для детального изучения его направили в институт медицинской экспертизы в Улан-Баторе.
Также нетленные мощи хранятся в Киево-Печерской лавре: к Пантелеймону паломники идут за исцелением, к Андрею Первозванному — за укреплением духа.
А в небольшой церкви в Палермо в Италии хранится тело двухлетней девочки Розалии Ломбардо, которая умерла 101 год назад. С 1918 года тело ребенка прекрасно сохранилось, за что местные жители назвали свою достопримечательность спящей красавицей. Некоторые прихожане щекочут нервы туристов историями о том, что изредка белокурая девчушка открывает глаза и вздыхает. Кстати, эти слухи дошли и до ученых, которые решили проверить мозговую активность давно почившей. Приборы зарегистрировали две вспышки активности мозга, характерные для спящего человека.
В одном из прошлых номеров «Пятница» писала о самом большом портрете Хамбо-ламы Даши Доржи Итигэлова. Этот рекорд 17 мая вошел в Книгу рекордов России. Идею картины иркутский художник Олег Маркус вынашивал больше трех лет, а реализовал задуманное акриловыми красками на полотне размером 1,8 на 2,5 метра всего за три месяца. «Очень ответственная и непростая задача. Было страшно, но с первых набросков, с первого подмалевка работа пошла легко и споро», - отметил автор на своей странице в соцсети «Фейсбук». Эта работа станет сердцем строящегося буддийского дугана в предместье Рабочем в Иркутске Материалы в тему: Самый большой в России Иркутский художник Олег Маркус написал портрет ламы, ставший самым большим в России, на холсте размером 1,8 на 2,5 метра. Картину передали в дар Ольхонской буддийской общине. По словам Олега Маркуса, он вынашивал идею больше трех лет. — Очень ответственная и непростая задача. Было ли страшно? Было! Но с первых набросков, с первого подмалевка работа пошла легко и споро, — рассказал он на своей странице в соцсети «Фейсбук». — Портрет станет сердцем буддийского дугана. И я не смогу не включиться в работу над этим храмом. Портрет Хамболамы Даши Доржи Итигэлова был выполнен по просьбе Ольхон... Подробнее о Самый большой в России Текст: Людмила Измайлова , Фото: автора и из открытых источниковПоследние новости
Новая детская поликлиника в Новонукутском: начало строительства
Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев обсудил планы по строительству медицинского учреждения.
Правовая помощь детям в Тулуне
В Тулунском городском суде прошла встреча, посвященная правам детей.
Четвертый этап военно-спортивной игры «Победа» в Саянске
Команды школ города соревнуются в военно-спортивной подготовке.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку