Аркадий Матвеев: «Лес помогает нам жить»
Сибирское лето 2019 года выдалось непростым и неспокойным. В Иркутской области, Якутии, Красноярском крае на протяжении нескольких месяцев горели огромные лесные территории.
Сибирское лето 2019 года выдалось непростым и неспокойным. В Иркутской области, Якутии, Красноярском крае на протяжении нескольких месяцев горели огромные лесные территории. Об этом много говорили эксперты с экранов телевизоров и очевидцы в социальных сетях. Каковы же реальные последствия пожаров? В чем причины происходящего? Что будет с лесом и животными? На наши вопросы ответил Аркадий Матвеев , доктор биологических наук, профессор, декан биолого-почвенного факультета ИГУ.
— Аркадий Николаевич, пожар — это закономерное явление в природе?
— Это бедствие стихийного характера. Пожары возникают каждый год в результате изменения климата, сокращения выпадения осадков. В этом году в южной и средней части Иркутской области были дожди, а на севере всю первую половину лета и даже в августе их практически не было. В связи с этим и возникали пожары естественного характера. Не стоит забывать и об антропогенных причинах.
— Версий возникновения пожаров много. Недостаточные меры тушения, сухие грозы, умышленные поджоги, применение климатического оружия… Что правда, а что слухи?
— Конечно, это не климатическое оружие. Ведь пожары случаются не только в России, а повсеместно. В 2019 году с пожарами столкнулись Греция, Испания, Бразилия, Америка. На мой взгляд, первостепенный фактор возникновения пожаров (пока) — природный: сухие грозы, затяжная засуха. Хотя в районах, которые расположены близко к населенным пунктам, пожары возникают в результате деятельности человека. Это не только умышленные поджоги, но и непотушенные костры, брошенные окурки. Также были зафиксированы случаи, когда горлышко стеклянной бутылки сфокусировало солнечный луч, и произошло возгорание. Такое тоже может быть. В разных районах — разные причины.
— Если пожары происходят из года в год, то почему каждый раз мы оказываемся неготовыми к этой стихии?
— К сожалению, людей недостаточно. Раньше в каждой области были службы лесоохраны, сейчас их нет. Есть единое подразделение, которое отвечает за огромную территорию, поэтому качество работы стало хуже. Кроме того, исчезли лесхозы, в их функции входили контроль и тушение небольших пожаров. Раньше старались тушить пожар «в зачатке». Сейчас начинают бороться, когда площадь возгорания становится масштабнее. Почему так? Система спутникового мониторинга не фиксирует маленький пожар. Когда он становится больше, то информация поступает в службу космического мониторинга Москвы, затем в Министерство лесного комплекса РФ и только после этого в регион. На это уходит 2-3 дня. Как вы понимаете, за это время пожар разрастается.
— Правда ли, что пожары в труднодоступных местах не тушат?
— Власти не видят целесообразности в том, чтобы тушить пожары в отдаленных районах. Они не угрожают человеку. Человеческих и финансовых ресурсов не хватает даже на тушение пожаров возле населенных пунктов, поэтому многие губернаторы принимают решение не тушить пожары в отдаленных районах. Но, как показывает практика, эти далекие пожары доходят до человека, и их все-таки приходится тушить. Дым от пожаров в труднодоступных местах переносится ветром в города. Так, в этом году пожары на севере Иркутской области, в Якутии и Красноярском крае привели к тому, что дым от них попал в Америку. Именно поэтому Трамп обратился к Путину с предложением помочь в тушении.
— Какой же мир маленький! А можно ли предугадать, к чему нам готовиться в следующем году?
— Трудно. Мы же не можем предугадать погоду, самый точный прогноз на несколько дней может оказаться ошибочным.
— Как пожары этого года отразились на обитателях сибирского леса? Возможно, исчез какой-нибудь вид животных или растений?
— Совсем вид исчезнуть не может, так как он распространен на большой территории. При низовых пожарах гибнет вегетативная часть растений, корневая система остается нетронутой, почва не страдает. Естественно, что при пожарах гибнет растительность, но постепенно она восстанавливается. Часть семян сохраняется, со временем начинается их перенос с неохваченными пожарами мест ветром и животными. Сначала (уже на следующий год) появляются травянистые растения, через 3-5 лет появляются мелкие кустарники, молодая поросль лиственных пород деревьев (осина, береза, черемуха). И намного позже вырастают хвойные деревья. Лес сможет полностью восстановиться примерно через 50-100 лет. Сукцессия происходит постепенно.
« Сукцессия — последовательная закономерная смена одного биологического сообщества другим на определённом участке среды во времени в результате влияния природных факторов или воздействия человека ».
Что же касается животного мира, то если пожары возникли в весенний период или в начале лета (в период размножения), то обычно животные, родившиеся в этом году, полностью погибают. Мелкие животные (грызуны) и птицы (воробьи) тоже. Большинство крупных животных избегают пожаров, они уходят ближе к населенным пунктам, потому что там человек преимущественно борется с пожарами и там есть пища. Главное, чтобы при переселении животные не попали в кольцо пожаров.
Обратное заселение мест тоже происходит постепенно. Когда появляется поросль, к лиственному корму начинают возвращаться копытные звери. На гарях (примерно через 10-15 лет после пожара) можно встретить много лосей и косуль.
— Говорят, что «леса всегда горели, погорят и перестанут». Как вы относитесь к этой позиции?
— Да, естественные пожары были. Но сейчас мы и сами уничтожаем лес, вырубая его. Если к этому прибавить «тушить пожары нецелесообразно», то масштабы бедствия будут катастрофическим. Мы останемся без кислорода.
— Тайга скоро перестанет быть той, какой мы ее знаем?
— В обозримом будущем — нет. Но вероятность есть. Пожары ведут к изменению климата. Если лес сокращается в водоохранных зонах, но начинается обмеление рек, происходит накопление углекислого газа, что приводит к парниковому эффекту — разогреву атмосферы. Начинают интенсивно таять ледники, уровень мирового океана повышается, происходит затопление больших территорий и в результате — планета разогревается. В нашем мире всё взаимосвязано.
— Чем и как человек может помочь лесу сейчас?
— В первую очередь, нужна экологическая пропаганда. Нужно рассказывать школьникам и дошкольникам о важности зеленых насаждений, которые выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Было бы очень полезным проводить уроки экологического воспитания, говорить, что лес помогает нам жить. Кроме того, на законодательном уровне необходимо ужесточить меры наказания за преднамеренные поджоги. Ну и конечно, нельзя оставлять мусор в лесу, он может стать источником пожара. А покидая лес, нужно убедиться, что костер потушен, лучше залить угли водой.
Дарья Винник
Газета «Иркутский университет»
Управление информационной политики ИГУ
Телефон: 521-971
Последние новости
Приближение волшебного времени фейерверков
Скоро небо озарится тысячами огней, и мы будем в восторге.
Неожиданная оттепель в Иркутске: дождь и теплые температуры
Синоптики сравнивают текущие погодные условия с историческим случаем 2001 года.
Новые тарифные решения в российской электроэнергетике
ФАС России вводит долгосрочные тарифы для стимулирования инвестиций в энергетику.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку