Гуманитарии из 11 «В». Профильный педагогический класс школы № 15 готовит к выпуску первых учеников

В сентябре прошлого года в иркутских школах впервые открылись профильные педагогические классы.

В сентябре прошлого года в иркутских школах впервые открылись профильные педагогические классы. Проект начал работать по поручению мэра Иркутска Руслана Болотова. Сегодня участие в нем принимают пять школ — № 15, 40, 69, 26, 23 и две гимназии — № 2 и 3, где профильную подготовку проходят 200 учеников 10-х и 11-х классов. Чтобы узнать, как выглядит учебный процесс в педклассах и какие планы строят их выпускники, репортерская группа «Иркутска» побывала на уроке литературы в 11 «В» классе школы № 15.

Классный руководитель 11 «В» класса Ольга Витальевна Яцук преподает русский язык и литературу. За сорок лет работы школа уже стала родным домом, из которого детей надо вывести в люди, подготовив к встрече с большим сложным миром.

— Литература — это наука о жизни, без знания которой нельзя состояться как личности, — подчеркивает Ольга Витальевна. — Свою задачу я вижу прежде всего в том, чтобы ребята научились творчески мыслить, полюбили книги, развили эрудицию, воображение, обогатили свой словарный запас, могли доказать свою точку зрения. Без этого сложно представить человека в любой профессии. А для учителя эти знания и навыки особенно важны.

Свои уроки преподаватель строит в формате живого диалога. Остаться безучастным слушателем при таком подходе не получается. Весь класс включается в обсуждение темы. Ребята не только отвечают на вопросы, но и сами обозначают важные жизненные проблемы, ответы на которые ищут в произведениях классиков.

Мы попали на урок, где шел разбор пьесы Максима Горького «На дне». В кабинете, который специально оборудован для занятий профильного класса, вместо доски — экран, на который проецировались отрывки из спектакля, поставленного Константином Станиславским на сцене МХТ в 1902 году.

Сам прославленный режиссер сыграл в нем картежника Сатина. Именно его фраза «Человек — это звучит гордо!» из горьковской пьесы стала со временем крылатой. Но чем же можно гордиться обитателям ночлежки, оказавшимся на самом дне жизни? Они довели себя до такого положения или виной тому стали социальные условия? Есть ли у этих людей возможность измениться и что для этого нужно сделать?

Все эти сложные вопросы ребята обсуждали в течение урока, попутно узнавая от педагога, в каких условиях создавалась пьеса, почему в царской России ее запрещали ставить в театрах и какое место занимает в русской литературе творчество Максима Горького.

В 11 «В» акцент делается на изучении гуманитарных наук.

— В нашей школе ученики педагогического класса углубленно изучают русский язык. Кроме предметов, которые включены в общий курс, они проходят еще дополнительные — «Психологию», «Введение в педагогическую профессию», «Я — вожатый». Они охотно участвуют в общественной жизни школы, занимаются с ребятами из начальных классов, выступают на конкурсах, создают театральные постановки, — рассказала Ольга Витальевна.

Набор в педагогические классы проводится после получения школьниками аттестата об основном образовании. При рассмотрении заявки учитываются общественно-педагогическая активность, организационные и коммуникативные способности, уровень учебной подготовки.

По мнению Ольги Витальевны, практика показывает, что не все ученики делают свой выбор осознанно.

– Психолого-педагогические классы — это не просто предпрофессиональная подготовка, это возможность ближе познакомиться с особенностями работы учителя, попробовать себя в роли наставника, — отмечает преподаватель. — Не все ребята были готовы к серьезным общественным нагрузкам, к работе с младшими школьниками, даже посещать музеи и театры, что мы делаем регулярно, не всем нравилось. В итоге восемь человек после первого года учебы из профильного класса ушли.

Далеко не все в 11 «В», несмотря на успешную учебу и предпрофессиональную подготовку, окончательно определились с выбором профессии. Кто-то видит себя в будущем психологом, кто-то — дизайнером, а кто-то мечтает блистать на оперной и театральной сценах.

— Дети все яркие, талантливые, и конечно, учеба в профильном классе, где больше внимания уделяется русскому языку, где мы изучаем произведения поэтов и писателей, выходя за рамки школьной программы, где даются знания по психологии и педагогике, где надо уметь самому создать интересный проект для детей определенного возраста, организовать, например, в качестве вожатого слет или флешмоб, дает им прежде всего навык саморазвития, — убеждена Ольга Витальевна.

Среди тех, кто определился с выбором профессии педагога, ученица 11 «В» Ульяна Шадрина.

– Я планирую работать в сфере дополнительного образования с детьми начальных классов, — поделилась Ульяна. — Учеба в профильном классе помогает лучше понять, с чем ты столкнешься на практике, успешнее решить какие-то сложные вопросы, справиться с трудностями.

Сегодня в школах Иркутска остро не хватает учителей, в том числе гуманитарных наук. Собственно, проблема дефицита кадров и стала мотивом для создания педагогических классов. И эта мера не единственная, которая принимается в городе для ее решения. С целью привлечения старшеклассников в профессию в областном центре ежегодно проходит конкурс на право заключения договора о целевом обучении в педагогическом институте Иркутского государственного университета.

Для материальной поддержки каждому студенту выплачивают дополнительную стипендию. По условиям проекта, окончившие вуз педагоги должны отработать в муниципальной школе три года. Также из бюджета города молодые специалисты получают при выходе на работу «подъемные» в размере 100 тысяч рублей, учителям в возрасте до 30 лет назначаются повышающие коэффициенты и процентные надбавки за квалификационную категорию. О том, что эти меры работают, говорит тот факт, что за последние три года количество молодых учителей в школах Иркутска выросло на треть.

Нина Александрова

Фото Валентина Карпова

В профильном педагогическом классе школы № 15 акцент делается на изучении гуманитарных наук. В качестве дополнительных предметов старшеклассникам преподают «Психологию», «Введение в педагогическую профессию» и курс «Я — вожатый». На фото — 11 «В» на уроке литературы, идет разбор пьесы Максима Горького «На дне»

Классный руководитель 11 «В» класса иркутской школы № 15 Ольга Витальевна Яцук преподает русский язык и литературу. И считает, что литература — это наука о жизни, без знания ее предмета человеку сложно состояться как личности. «Свою задачу я вижу прежде всего в том, чтобы ребята научились творчески мыслить, полюбили книги, развили эрудицию, воображение, обогатили свой словарный запас, могли доказательно представить свою точку зрения», — говорит Ольга Витальевна

Последние новости

Иркутская Дума обсуждает социальные инициативы и культурные проекты

Комиссия рассмотрела 12 вопросов, касающихся социальной политики и благоустройства города.

Городской фестиваль детской песни «Песенка-чудесенка»

В «Юности» прошел яркий музыкальный праздник для детей.

Жизнь Нины Ивановны: Воспоминания о Великой Отечественной войне

История о том, как маленькая девочка пережила трудные времена войны.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Чехове, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *