«Хочу как Даня Милохин!». Или как вернуть ребёнка за школьную парту
Близится к концу учебный год – школьники завершают его с разными результатами.
Близится к концу учебный год – школьники завершают его с разными результатами. У одних дневник пестрит «пятёрками», а у других – сплошная неуспеваемость по предметам и пропуски занятий. Игнорирование обязанности посещать школу – достаточно распространённое сейчас явление среди подрастающего поколения. Только в нынешнем учебном году органами профилактики в Ангарске выявлено 45 несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия. Почему дети не хотят идти в школу и как помочь семьям справиться с этой проблемой? Об этом наш сегодняшний разговор с председателем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации АГО Анной Брянской.
Гарантия получения базового образования прописана в целом ряде законодательных актов нашего государства. Если говорить проще, то каждый из нас (за исключением людей, страдающих тяжёлыми недугами) обязан пройти школьное обучение до 9 класса включительно. Дальше подросток вправе определять, продолжить ли ему обучение в школе, пойти ли получать профессиональное образование в лицее, техникуме, колледже или завершить учёбу. Но получить аттестат о прохождении курса среднего неполного образования (9 классов) необходимо. Это образовательный минимум. Однако не все школьники желают учиться даже девять лет.
«У детей наблюдается снижение интереса к обучению, причём это характерно не только для несовершеннолетних из неблагополучных семей – нередко этим «страдают» дети, чьи родители финансово обеспечены, имеют высшее образование, хорошую работу, – говорит Анна Брянская. – Под влиянием селебрити-контента соцсетей подросткам начинает казаться, что для того, чтобы добиться в жизни успеха, учёба не нужна. Достаточно пройти какие-нибудь курсы, получить навыки и начать зарабатывать».
А можно просто «пилить» контент в «Тик-Токе», как Даня Милохин (детдомовский парень из Оренбурга, по версии российского «Форбс», в 2020 году занял шестую строчку в списке самых высокооплачиваемых тиктокеров), и богатеть не по дням, а по часам. Отдельные примеры топовых блогеров являются более весомым аргументом, чем доводы родителей и педагогов о необходимости получения специальности. Да и кто прислушивается в таком возрасте к советам взрослых? С «высоты» прожитых 13-15 лет собственное мнение кажется единственно правильным!
Но жизнь гораздо сложнее и жёстче таких рассуждений и зачастую совсем не походит на картинки и видео из Интернета. Молодые люди просто не понимают, что за оглушительным успехом блогеров стоит большой труд команды специалистов и креативное мышление лидера. Это целая индустрия, в которой хорошее образование находится не на последнем месте. Кстати, расхожее утверждение о том, что многие нынешние олигархи плохо учились в школе, – это чистой воды миф. Люди с солидными капиталами в большинстве случаев имеют не один аттестат о высшем образовании. Почему же дети, мечтающие стать миллионерами, не желают быть образованными?
Специалисты связывают это с дезорганизованностью школьников, получивших опыт дистанционного обучения в период пандемии. Ситуацию усугубила нынешняя непростая экономико-политическая ситуация. Даже взрослым сложно что-то планировать в условиях быстро меняющихся условий жизни, а уж взрослеющему человеку без жизненного опыта – и подавно. И здесь родителям и педагогам нужно помочь подростку с выбором будущего дела жизни исходя из его способностей и пожеланий, подсказать, какие профессии наиболее востребованы на рынке труда. В образовательных учреждениях работает профориентационная программа, но всё же именно в семье должна быть оказана главная поддержка в принятии таких судьбоносных решений. И, конечно, категорическое нежелание учиться, регулярные пропуски занятий должны быть для родителей очень тревожным сигналом.
«Что делать, если ребёнок перестал посещать школу? У этого всегда есть причина, и выяснить её нужно как можно быстрее. Конфликт в семье, с учителями, с одноклассниками, влюблённость, новые друзья – в жизни вашего подрастающего ребёнка случилось нечто, занимающее его гораздо больше, чем уроки и домашние задания, – говорит Анна Александровна. – Чтобы узнать, в чём дело, иногда достаточно обратиться к классному руководителю или социальному педагогу, которые тоже не могли не заметить изменений в поведении, характере и отношении к учёбе вашего ребёнка. К сожалению, родители часто даже не подозревают, что их сын или дочь не появляются в школе. Когда из образовательных учреждений в органы профилактики приходит сигнал, что тот или иной учащийся более трёх дней без уважительной причины не посещает занятия, мы первым делом выезжаем по адресу проживания подростка. И если эта новость становится неприятным сюрпризом для его родителей, которые намерены приложить все усилия для исправления ситуации, то на первый раз дело может ограничиться профилактической беседой с прогульщиком. При повторении таких проступков подросток попадает в банк данных Иркутской области о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. В первые три месяца 2023 года за систематические пропуски школьных занятий на учёт в банк данных СОП было поставлено восемь учащихся. К тому же каждая ситуация разбирается на комиссии по делам несовершеннолетних. В 2022/2023 учебном году в отношении 47 законных представителей по фактам уклонения их детьми от учёбы было рассмотрено 55 административных материалов по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, при этом восемь из упомянутых родителей и опекунов привлечены к административной ответственности повторно. Но наша задача – не наказать, а вернуть подростка за школьную парту. Нередко причиной нежелания учиться является неуспеваемость по нескольким предметам. В таком случае вместе с педагогами школы мы составляем индивидуальный план ликвидации академической задолженности. Когда оценки становятся лучше, ситуация уже не выглядит такой тревожной, и тогда бывший прогульщик более спокойно ходит на уроки, готовится к экзаменам в обычном режиме, как его одноклассники. Работа по возвращению ребёнка в школьный процесс включает в себя целый комплекс мероприятий. Достаточно эффективно по повышению мотивации к учёбе работает психологическая служба образовательных учреждений. Родителям советуем уже в младших классах как можно больше говорить с ребёнком о пользе учебы и её перспективах – только не в назидательной форме! С семи лет человек должен воспринимать учёбу в школе как свою важнейшую обязанность. К девятому классу хорошо бы уже определиться с профессиональным направлением, наметить цель и идти к ней по дороге среднего профессионального или высшего образования. Последнее, конечно, даёт больше возможностей для самореализации, карьерного роста и финансового благополучия».
Ну а как же мечта о славе и богатстве, как у Дани Милохина? Можно совмещать учебу и блогерство – умным, организованным людям это вполне удается.
Последние новости
Новая детская поликлиника в Новонукутском: начало строительства
Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев обсудил планы по строительству медицинского учреждения.
Правовая помощь детям в Тулуне
В Тулунском городском суде прошла встреча, посвященная правам детей.
Четвертый этап военно-спортивной игры «Победа» в Саянске
Команды школ города соревнуются в военно-спортивной подготовке.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией