06.06.2023

Иркутские археологи обнаружили предметы периода Неолита на берегу бухты Шида на Байкале

Предметы периода Неолита - это уникальная находка. Её обнаружили иркутские археологи на берегу бухты Шида Ольхонского района. Открытие стало началом нового полевого сезона для учёных. Дарья Андреева продолжит.

В начале мая группа учёных из Иркутска выехала на побережье Малого моря. Они нашли интересную каменную конструкцию. Оказалось, что под ней находилась погребальная яма, полностью заваленная камнями. На глубине более 70-ти сантиметров учёные обнаружили разные артефакты.

Дмитрий  КИЧИГИН, ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ ИРНИТУ:
Это развал керамического горшка с пунктирным орнаментом, это - бифас, скорее всего, в качестве ножа использовался. Нашли тесло из сланца. Галичку. Ребро тоже всё поотбито. Скорее всего, это орудие. И скребок для выделки шкур.

Когда археологи раскопали яму, то поняли, что это место погребения. Останков человека не было. Скорее всего, учёные нашли кенотаф - погребение без погребённого. 5-6 тысяч лет назад умерших кремировали. А самые необходимые предметы "отправляли" с ними на тот свет. Возможно, говорят ученые, артефакты специально ломали, чтобы они "дошли" до усопшего. Так найденный археологами вот этот кувшин был разбит на мелкие части.

Алексей КОРОСТЕЛЁВ, СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАФЕДРЫ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ ИРНИТУ:
После того, как мы извлекли материал из погребения, мы его обрабатываем. В данном случае склеиваем отдельные фрагменты керамики, апплицируем сосуд, то есть у нас появляется контур, форма его.

Следующие этапы работы - это отрисовка предметов, фотографирование и как конечный результат - публикация научной статьи. А сезон важных археологических находок только начался. И еще много тайн предстоит узнать иркутским ученым.