Ольга КОЛЕСНИКОВА, «Учитель года-2020»: Троечники быстрее находят выход
11 февраля в Ангарске подвели итоги конкурсов мастерства среди педагогов.
11 февраля в Ангарске подвели итоги конкурсов мастерства среди педагогов. «Учителем года-2020» стала Ольга Владимировна КОЛЕСНИКОВА, преподаватель информатики из школы № 3. Как молодая учительница добилась таких результатов, она рассказала нашей газете.
- Конкурсанты в этом году были настолько сильные, что предугадать результат было невозможно до последней секунды. Единственное, что я могу сказать, это то, что у меня очень хорошо прошёл открытый урок. А это одно из главных испытаний конкурса. Тему мы узнали меньше чем за неделю. Урок давали в чужой школе, на незнакомом классе. По федеральным стандартам на современном уроке ребёнок должен сам сформулировать тему, задачи, а учитель его к этому подвести. И у меня это получилось. Самым трудным испытанием для меня был классный час, так как я не являюсь классным руководителем. Мне досталась тема «Одиночество» в четвёртом классе. А на этапе «Мастер-класс» я делилась с коллегами опытом проведения уроков в форме квеста. Если вы хоть раз были в квест-комнате, знаете, что там мобилизуются все – и успевающие, и неуспевающие. Но быстрее всех находят выход дети, которые менее успешны в учёбе. Успешные хорошо решают задания, но ищут подсказки дольше.
- Но нельзя, наверное, каждый урок превращать в игру?
- Не только дети, играть любят все. И этим надо пользоваться. Посмотрите на взрослых на любом семинаре. Скучают, спят. Но стоит только сказать: «Сейчас мы поиграем!» - откладывают всё. Постоянно, конечно, не наиграешься, особенно на информатике, которой один час в неделю. Такая форма удобна на обобщающих уроках в конце года, например.
- Ольга Владимировна, как вы стали учителем?
- Не думайте, что мечтала с детства. Совсем другая история. В Ангарском педагогическом колледже училась моя старшая сестра и бесконечно взахлёб рассказывала, что у них там происходит. После её рассказов и я захотела жить такой насыщенной жизнью! Поступление в вуз даже не рассматривала – только ангарский колледж. Выбрала специальность «учитель начальных классов». И не ошиблась. Там исполнили все мои детские мечты – научили играть на фортепиано, дали дополнительное образование педагога в области ИЗО и хоровой деятельности. От педколледжа я представляла наш город в 2002 году на областном конкурсе «Студент года-2002», заняла третье место и выиграла зачисление на любой факультет иркутского педагогического университета без экзаменов. Это было начало компьютерных технологий, конечно, я выбрала информатику. Во время обучения пришла в школу № 3, где и работаю уже 14 лет.
- За столько лет не разочаровались в профессии учителя?
- А как можно разочароваться? Такая большая отдача от детей! Я учитель информатики, всегда в ногу со временем. И потом лето всё твоё. Я не представляю, как можно работать летом.
- Чего не хватает современной школе?
- Практики. По всем предметам. Это раньше дети старались что-то запомнить с уроков, потому что информация была далеко, в библиотеках. Сейчас «Гугл» в помощь. Не только дети, но и взрослые не стараются запоминать, потому что могут найти необходимое по первой потребности. Ребёнку интересно сразу научиться тому, что ему пригодится в жизни. Информацию он может найти и без учителя. Организованно мы ещё не скоро придём к этому - на любой переход нужны время и финансирование. Но ведь каждому отдельному учителю ничего не мешает в пользу практики отсеивать лишнюю теоретическую информацию, которую дети могут получить самостоятельно.
Судя и по нашему профессиональному конкурсу, именно практики выходят в лидеры. Те, кто говорит простым языком, кто не зацикливается на теории.
Урок информатики полностью построен на практике. Иначе невозможно всё успеть за один урок в неделю. Когда я начинала работать, уроки информатики были другими, приходилось объяснять, что такое двойной щелчок мыши. Сейчас, даже если у ребенка нет компьютера, об этом говорить не надо, он это знает.
- Сейчас в школах не ведут бумажные журналы, всё через «Дневник.ру». Как специалист скажите, это рискованно, что информация где-то, а не на бумаге?
- В Ангарске переход на электронный журнал начался именно со школы № 3 в 2014 году. Я приехала с курсов с этой идеей, а директор школы Елена Михайловна КОРНИЛОВА меня поддержала. Мы встречались с заместителем начальника управления образования Еленой Валентиновной ГУРЕНКОВОЙ и убеждали, что в использовании электронной версии очень много плюсов. Главным аргументом стала возможность распечатать информацию. Кроме того, данные ежегодно загружаются в архив. И нам дали добро. Через год мы делились опытом. И сегодня практически все школы отказались от бумажных журналов. Вы не представляете, как это облегчило жизнь педагогов. Завучи не таскают домой журналы для проверки, учителя не бегают по школе в поисках журнала 9 «б», не сдают в конце четверти и года отчёты по успеваемости – «Дневник.ру» всё анализирует автоматически, выводит цифры.
Во время карантина мы загружаем туда дистанционно задания, прикрепляем карточки, туда даже можно загрузить целые уроки для отсутствующих детей. Возможности очень большие, к сожалению, еще используются не в полном объеме.
Платформа «Дневник.ру» создана в Санкт-Петербурге, она самая удобная из имеющихся. Есть, конечно, и в ней некоторые сложности. В частности, вход через «Госуслуги» для детей старше 14 лет. Но это обязательное требование сверху для всех государственных платформ. А также набор платных услуг. Но и без них можно проворачивать большую работу.
- Вам не кажется, что сейчас информационные технологии работают против человека? Дети ушли в виртуальный мир…
- Страшно не то, что дети пользуются гаджетами, страшно потерять от этого личность. Наша задача не отобрать у ребёнка гаджет, не показывать своё неприятие, а научить культуре пользования. Как мы учим их, например, правилам дорожного движения, этикету. А ещё лучше вводить эти инструменты в образовательный процесс. Так, чтобы это было продуктивно и интересно.
- Учителя говорят о своей перегруженности. А со стороны кажется, что вы провели уроки до обеда и свободны. Что ещё учитель делает?
- Я, например, являюсь заместителем директора по информационным технологиям. Веду школьный сайт. Курирую электронный журнал. Составляю расписание, делаю замену уроков. Работаю на государственной итоговой аттестации - являюсь техническим специалистом на пункте приёма экзаменов. Работать начинаем уже с 20 февраля на пробных ЕГЭ. Готовлю старшеклассников к экзамену по информатике.
- Как к вашей работе относится семья?
- У меня замечательные родители, сестра, зять, племянники. Это мой тыл, моя поддержка во всём. Они мной гордятся. Мы всегда вместе. На подведение итогов конкурса приходили все за меня болеть. Моя сестра – учитель физкультуры и хореограф в нашей школе. Мама Надежда Владимировна по образованию фармацевт. Но так как мы жили и живём в Юго-Восточном, она устроиться там по специальности не могла. В школе № 22 посёлка была нехватка учителей, и маму пригласили. Сначала учителем технологии, потом она прошла переподготовку на учителя химии. Папа работал в АУС. Его также пригласили в школу учителем технологии из-за нехватки кадров. Так получилось, что родители уже вслед за нами с сестрой стали учителями, а не наоборот.
Материал к публикации подготовил Администратор сайта .
- Конкурсанты в этом году были настолько сильные, что предугадать результат было невозможно до последней секунды. Единственное, что я могу сказать, это то, что у меня очень хорошо прошёл открытый урок. А это одно из главных испытаний конкурса. Тему мы узнали меньше чем за неделю. Урок давали в чужой школе, на незнакомом классе. По федеральным стандартам на современном уроке ребёнок должен сам сформулировать тему, задачи, а учитель его к этому подвести. И у меня это получилось. Самым трудным испытанием для меня был классный час, так как я не являюсь классным руководителем. Мне досталась тема «Одиночество» в четвёртом классе. А на этапе «Мастер-класс» я делилась с коллегами опытом проведения уроков в форме квеста. Если вы хоть раз были в квест-комнате, знаете, что там мобилизуются все – и успевающие, и неуспевающие. Но быстрее всех находят выход дети, которые менее успешны в учёбе. Успешные хорошо решают задания, но ищут подсказки дольше.
- Но нельзя, наверное, каждый урок превращать в игру?
- Не только дети, играть любят все. И этим надо пользоваться. Посмотрите на взрослых на любом семинаре. Скучают, спят. Но стоит только сказать: «Сейчас мы поиграем!» - откладывают всё. Постоянно, конечно, не наиграешься, особенно на информатике, которой один час в неделю. Такая форма удобна на обобщающих уроках в конце года, например.
- Ольга Владимировна, как вы стали учителем?
- Не думайте, что мечтала с детства. Совсем другая история. В Ангарском педагогическом колледже училась моя старшая сестра и бесконечно взахлёб рассказывала, что у них там происходит. После её рассказов и я захотела жить такой насыщенной жизнью! Поступление в вуз даже не рассматривала – только ангарский колледж. Выбрала специальность «учитель начальных классов». И не ошиблась. Там исполнили все мои детские мечты – научили играть на фортепиано, дали дополнительное образование педагога в области ИЗО и хоровой деятельности. От педколледжа я представляла наш город в 2002 году на областном конкурсе «Студент года-2002», заняла третье место и выиграла зачисление на любой факультет иркутского педагогического университета без экзаменов. Это было начало компьютерных технологий, конечно, я выбрала информатику. Во время обучения пришла в школу № 3, где и работаю уже 14 лет.
- За столько лет не разочаровались в профессии учителя?
- А как можно разочароваться? Такая большая отдача от детей! Я учитель информатики, всегда в ногу со временем. И потом лето всё твоё. Я не представляю, как можно работать летом.
- Чего не хватает современной школе?
- Практики. По всем предметам. Это раньше дети старались что-то запомнить с уроков, потому что информация была далеко, в библиотеках. Сейчас «Гугл» в помощь. Не только дети, но и взрослые не стараются запоминать, потому что могут найти необходимое по первой потребности. Ребёнку интересно сразу научиться тому, что ему пригодится в жизни. Информацию он может найти и без учителя. Организованно мы ещё не скоро придём к этому - на любой переход нужны время и финансирование. Но ведь каждому отдельному учителю ничего не мешает в пользу практики отсеивать лишнюю теоретическую информацию, которую дети могут получить самостоятельно.
Судя и по нашему профессиональному конкурсу, именно практики выходят в лидеры. Те, кто говорит простым языком, кто не зацикливается на теории.
Урок информатики полностью построен на практике. Иначе невозможно всё успеть за один урок в неделю. Когда я начинала работать, уроки информатики были другими, приходилось объяснять, что такое двойной щелчок мыши. Сейчас, даже если у ребенка нет компьютера, об этом говорить не надо, он это знает.
- Сейчас в школах не ведут бумажные журналы, всё через «Дневник.ру». Как специалист скажите, это рискованно, что информация где-то, а не на бумаге?
- В Ангарске переход на электронный журнал начался именно со школы № 3 в 2014 году. Я приехала с курсов с этой идеей, а директор школы Елена Михайловна КОРНИЛОВА меня поддержала. Мы встречались с заместителем начальника управления образования Еленой Валентиновной ГУРЕНКОВОЙ и убеждали, что в использовании электронной версии очень много плюсов. Главным аргументом стала возможность распечатать информацию. Кроме того, данные ежегодно загружаются в архив. И нам дали добро. Через год мы делились опытом. И сегодня практически все школы отказались от бумажных журналов. Вы не представляете, как это облегчило жизнь педагогов. Завучи не таскают домой журналы для проверки, учителя не бегают по школе в поисках журнала 9 «б», не сдают в конце четверти и года отчёты по успеваемости – «Дневник.ру» всё анализирует автоматически, выводит цифры.
Во время карантина мы загружаем туда дистанционно задания, прикрепляем карточки, туда даже можно загрузить целые уроки для отсутствующих детей. Возможности очень большие, к сожалению, еще используются не в полном объеме.
Платформа «Дневник.ру» создана в Санкт-Петербурге, она самая удобная из имеющихся. Есть, конечно, и в ней некоторые сложности. В частности, вход через «Госуслуги» для детей старше 14 лет. Но это обязательное требование сверху для всех государственных платформ. А также набор платных услуг. Но и без них можно проворачивать большую работу.
- Вам не кажется, что сейчас информационные технологии работают против человека? Дети ушли в виртуальный мир…
- Страшно не то, что дети пользуются гаджетами, страшно потерять от этого личность. Наша задача не отобрать у ребёнка гаджет, не показывать своё неприятие, а научить культуре пользования. Как мы учим их, например, правилам дорожного движения, этикету. А ещё лучше вводить эти инструменты в образовательный процесс. Так, чтобы это было продуктивно и интересно.
- Учителя говорят о своей перегруженности. А со стороны кажется, что вы провели уроки до обеда и свободны. Что ещё учитель делает?
- Я, например, являюсь заместителем директора по информационным технологиям. Веду школьный сайт. Курирую электронный журнал. Составляю расписание, делаю замену уроков. Работаю на государственной итоговой аттестации - являюсь техническим специалистом на пункте приёма экзаменов. Работать начинаем уже с 20 февраля на пробных ЕГЭ. Готовлю старшеклассников к экзамену по информатике.
- Как к вашей работе относится семья?
- У меня замечательные родители, сестра, зять, племянники. Это мой тыл, моя поддержка во всём. Они мной гордятся. Мы всегда вместе. На подведение итогов конкурса приходили все за меня болеть. Моя сестра – учитель физкультуры и хореограф в нашей школе. Мама Надежда Владимировна по образованию фармацевт. Но так как мы жили и живём в Юго-Восточном, она устроиться там по специальности не могла. В школе № 22 посёлка была нехватка учителей, и маму пригласили. Сначала учителем технологии, потом она прошла переподготовку на учителя химии. Папа работал в АУС. Его также пригласили в школу учителем технологии из-за нехватки кадров. Так получилось, что родители уже вслед за нами с сестрой стали учителями, а не наоборот.
Материал к публикации подготовил Администратор сайта .
Последние новости
Новые горизонты дорожного ремонта в Томске
Администрация региона подводит итоги по ремонту дорог с привлечением федеральных средств.
Выборы в Москве: новые вызовы и надежды
Как кандидаты готовятся к предстоящим выборам в столице.
Изменения в графике выплат пенсий и пособий в Иркутской области
Социальный фонд России информирует о новых датах перечисления средств в ноябре.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией
Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Тамбове