История на миллион евро. Как прошёл фестиваль ледяной скульптуры на Байкале
Фото: Ксения Филимонова Пять дней, чистейший байкальский лёд и суровые сибирские морозы.
Фестиваль не появился бы вообще, если бы однажды не встретились местный предприниматель Семён Майор и французский менеджер Филипп Дютей.
— Наша идея – провести знаковое мероприятие на Байкале недалеко от скалы Шаманка — зародилась более 3 лет назад. Это место с очень сильной душой, очень специфическое. Перед фестивалем стояло несколько задач. Первая – сделать популярный фестиваль на территории Иркутской области, вторая – это скорректировать имидж Сибири и Байкала на международной арене, — рассказал Филипп Дютей.
По его словам, первое мероприятие было хорошо встречено и местными жителями, и в регионе вообще. Это особенно важно, заметил Дютей, потому что Хужир – это маленькое сообщество, нужно сохранять баланс этого места. Чтобы держать марку, было решено проводить фестиваль каждый год, несмотря на ковид. «И теперь мы позитивно смотрим в будущее», — заметил французский организатор.
Фото: Ксения Филимонова Фото: Ксения Филимонова Фото: Ксения Филимонова Фото: Ксения Филимонова— Когда мы первый раз проводили фестиваль, мы не знали площадку, мы не знали, как лёд себя поведёт. Но с каждым годом сложностей уже меньше. Мы уже знаем, где солнце, мы привыкаем к погоде. Сам Байкал нам помогает, он движет нами, это место силы, — подчеркнул арт-директор фестиваля, скульптор Евгений Тимкович.
В 2022 году фестиваль стал частью мирового чемпионата по ледовой скульптуре, наравне с долгоиграющими конкурсами, которые нынче проходят в семи странах, в том числе, в США, Канаде и Италии. А фотографии с мероприятия будут представлены на выставке, которая состоится в июне в Париже и будет приурочена к международной конференции, посвящённой озеру Байкал.
Тема фестиваля – «Из глубины веков». Организаторы получили более 60 эскизов из Ирана, Казахстана, Монголии и различных городов России, из них выбрали восемь, которые наиболее точно отвечает концепции.
Предприниматель Семён Майор и директор Focus Plus Игорь СмоленцевФото: Ксения Филимонова
— Какую задачу мы ставили перед мастерами? В современном и нестабильном мире, мне кажется, многие люди начинают теряться, эту скорость изменений не все могут воспринимать, поэтому нужно искать опору. Мы предлагаем опираться на корни и на опыт наших предков, — пояснил Семён Майор.
Эту самую опору мастера увидели по-разному: кто-то воплотил в прозрачном льде связь человека с самим собой, со своим внутренним миром, кто-то напомнил о древнем микроскопическом существе – рачке эпишура, который составляет 90% биомассы Байкала, кто-то – вспомнил народные традиции, через которые установил связь с предками.
Фото: Ксения Филимонова1 Фото: Ксения Филимонова2 Фото: Ксения Филимонова3 Фото: Ксения Филимонова4 Фото: Ксения Филимонова5 Фото: Ксения Филимонова6 Фото: Ксения Филимонова7Скульптуры «посадили» в историческую атмосферу – мегалитический комплекс, на стенах которого с невероятной точностью воспроизвели петроглифы со всех концов мира. А в белоснежных наплесках по береговой линии можно найти мамонта, орла, нерпу или волшебную лестницу, ведущую внутрь скалы – их создал известный во всём мире мастер Александр Парфёнов, работая в уникальной технике – ледопластике.
— Главное – это то, что мы не разрушаем красоту Ольхона и Байкала, а, наоборот, руками мастеров подчёркиваём её. Лёд уникален тем, что это самый экологически безопасный материал. Вот была скульптура, и вот она растаяла, — подчеркнул Семён Майор.
Фото: Ксения Филимонова Фото: Ксения ФилимоноваМайна, где заготавливается лёд, находится в 50 метрах от площадки.
— Уникальность фестиваля в том, что скульптуры создаются изо льда на льду, не на асфальте и не на земле. Мы можем предоставить мастерам столько льда, сколько они могут себе позволить. Но понятно, что чем больше они возьмут льда, тем больше и ответственности, потому что он должны создать произведения очень высокого качества, — заметил Евгений Тимкович.
Фото: Ксения Филимонова Фото: Ксения Филимонова Фото: Ксения Филимонова Фото: Ксения Филимонова Фото: Ксения ФилимоноваМастера рассказали, что приходилось работать в суровых условиях –температура воздуха опускалась ниже 20 градусов мороза. Но это лишь добавляло азарта в приручении байкальского льда. По словам скульптора из Ижевска Марии Соловатовой, которая творила от Ухты до Магадана, на Байкале лёд очень чистый, пластичный и нежный.
— В нём мало примесей, я за пять дней ни разу не заточила стамеску. Хотя в других городах бывает взвесь песка, и стамески тупятся, их приходится затачивать каждые пять минут. А ещё байкальский лёд — очень светоносный. Особенно волшебными и невероятными скульптуры становятся на закате, — подчеркнула мастер.
Фото: Ксения ФилимоноваМария Соловатова творила вместе со скульптором Львом Брюхановым из Сергиева Посада. Их фигура называется «Оттаявшая легенда» и посвящена Пазырыкским курганам в Горном Алтае.
— Мы изо льда на льду создали то, что лёд сохранил за 25 веков. Культура Пазырыка — это алтайские скифы. В мерзлотных слоях сохранились мумии жителей с причёсками, одеждой, именно в том виде, в котором этих кочевников погребли. Они были невероятными мастерами по дереву, создавали невероятные войлочные ковры, аппликации из кожи. Мы все на Египет молимся, а там пески, у нас не сохранилось, потому что в России влажные почвы. Но Пазырыки помогли нам убедиться, что наша культура богата не меньше. Лёд, как естественная морозилка, так заморозил всё, что учёные смогли извлечь ДНК, – пояснила Мария Соловатова.
Среди восьми скульптур – одна выполнена зарубежными мастерами. Это скульптура, которая напоминает дракона, называется «Из хуннов».
— Три года назад археологи нашли изображение этого животного. Определили, что такие животные жили у нас две тысячи лет назад. Это – Однорогий. Люди думают, что это дракон, но это не дракон, — улыбнулся мастер Тсаган Мунх-Эрдене.
Фото: Ксения Филимонова Фото: Ксения Филимонова Фото: Ксения ФилимоноваОн приехал на фестиваль второй раз – на самом первом, в 2020 году, занял первое место. За плечами художника – уже 15 лет участия в мировых фестивалях ледяных скульптур, он объехал почти весь свет – от Америки, Европы до Китая. Но работать с байкальским льдом ему очень нравится – он очень похож на монгольский: такой же натуральный.
Для сочинцев Сергея и Алёны Корольковых участие в фестивале и впрямь превратилось в приручение байкальского льда. Но этого того стоило – их скульптура «Из века в век», символизирующая промысловый календарь, который относится к концу I-началу II тысячелетия нашей эры и был найден на территории Пермского края, победила.
Фото: Ксения Филимонова Фото: Ксения Филимонова— Самым сложным в работе показалась погода: ветер был настолько сильным, что ты не можешь смотреть, и лёд становится настолько прозрачным, что ты многие вещи не замечаешь, а когда солнце неяркое, делаешь всё практически на ощупь. И лёд очень хрупкий, но мы быстро привыкли. Дело в том, что в других регионах, например, в Екатеринбурге, Москве, средней полосе лёд почти как пластилин. А в Байкале много кислорода, поэтому лёд хрупкий. Здесь пришлось постараться, потому что многие детали переделывались по 10-15 раз, — рассказала Алёна Королькова.
Фото: Ксения ФилимоноваПо оценкам организаторов, ледяные скульптуры, а также ледяной городок простоят до середины марта.
Но в этом году партнёр фестиваля – Focus Plus – решил оцифровать все восемь фигур и затем выставить их на платформу OpenSea. Стоимость каждой составит 1 миллион евро. Так, по словам директора фирмы Игоря Смоленцева, ледяные фигуры смогут сохраниться на века.
Ксения ВласоваПоследние новости
Иркутская Дума обсуждает социальные инициативы и культурные проекты
Комиссия рассмотрела 12 вопросов, касающихся социальной политики и благоустройства города.
Городской фестиваль детской песни «Песенка-чудесенка»
В «Юности» прошел яркий музыкальный праздник для детей.
Жизнь Нины Ивановны: Воспоминания о Великой Отечественной войне
История о том, как маленькая девочка пережила трудные времена войны.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией