Партия «Новые люди»: школе нужен воздух!
Лидер партии «Новые люди» Алексей Нечаев и главный редактор ИД «Первое сентября» Артём Соловейчик (справа) во время круглого стола с педагогами Иркутской области Артём Соловейчик считает,
29 августа лидер партии «Новые люди» Алексей Нечаев посетил Иркутск. Вместе с главным редактором издательского дома «Первое сентября», экспертом в области образования Артёмом Соловейчиком он принял участие в круглом столе, посвящённом проблемам школьного образования. Также Нечаев встретился с местными производителями экологичной косметики и продуктов питания. Подробнее в репортаже «Пятницы».
В Сибири живут люди с вольным кодомКруглый стол с педагогами «Новые люди» провели в неформальной обстановке, на Байкале, среди гор и сосен. Для конца лета день выдался на удивление тёплым. На встречу приехали учителя и директора школ из Ангарска, Иркутска, Зимы и Усолья-Сибирского. Среди них были зрелые люди и совсем молодые выпускники вузов.
Алексей Нечаев рассказал, что для Новых людей сфера образования является приоритетной. Программа, с которой партия идет в Госдуму, содержит пакет готовых решений, способных изменить ситуацию к лучшему.
— Проблем в российском образовании очень много. Во-первых, это острая нехватка учителей. Через четыре-пять лет, судя по демографии, в России будет большой кризис с учителями, — сообщил Нечаев, — и власти в Иркутске это признают: в городе три с половиной тысячи педагогов, а нужно вдвое больше. Учителя не идут в школу, потому что очень низкая зарплата, и люди вынуждены работать на две ставки. При такой загруженности у педагогов нет времени и сил заниматься собой, своим самообразованием, семьёй.
Чтобы вернуть учителя в школу, партия «Новые люди» предлагает ввести единую федеральную зарплату учителя 75 000 рублей при нагрузке: 18 часов у доски, 36 рабочих часов в неделю. Это вернёт педагогам уверенность в завтрашнем дне и само-уважение, и в школу придут специалисты, в том числе молодые.
Вторая задача – вернуть школам автономию. Сегодня, по словам Нечаева, управление школами находится в руках местных администраций, у Рособрнадзора. Нужно передать власть управляющим советам учителей и родителей.
— Только учителя и родители совместно могут решить, что нужно детям. Как питаться, какие языки учить и какие учебные программы выбирать. У нас слишком много единообразия. Мы считаем, что и директоров школ нужно выбирать. Тогда они будут нести ответственность перед учителями и родителями, а не перед начальством сверху.
Третья задача – раскрепостить учителя, дать ему возможность творить. Чтобы ему не спускали постоянно сверху указания, как и чему учить. Если учитель сам не творческая личность, он не вырастит творца.
К разговору подключился главный редактор издательского дома «Первое сентября» и член центрального политсовета Новых людей Артём Соловейчик. Его имя хорошо известно в образовательных кругах: отец, Симон Соловейчик был видным советским педагогом, публицистом, теоретиком педагогики сотрудничества. Артём Соловейчик называет себя продолжателем дела отца.
По его словам, 20 лет «стабильности» в России привели к тому, что было принято огромное количество законов, которые «перекрыли кровеносные сосуды». Учителей лишили свободы творчества, навязывают им сверху планы, методики, содержание. Нужно упразднить ненужные надстройки, которые только мешают школе нормально работать. В первую очередь это касается Рособрнадзора, который был задуман как орган независимой экспертизы, но превратился в инструмент управления учителями.
— Без Рособрнадзора и подобных псевдоэкспертных структур вполне можно обойтись. Если их убрать, то практически ничего не изменится. Всероссийская проверочная работа — чисто выдумка государства, фикция, которая лежит на плечах педагогов. Это отвлекает от работы, ничего не даёт школе. Поэтому Рособрнадзор должен уйти.
Артём Соловейчик напомнил, что в 90-е годы вместе с огромными проблемами был расцвет экспериментальной и творческой педагогики. Нужно это вернуть. Вернуть свободу думать, искать, открывать. Но сегодня нас ограничивают и контролируют. И за этим стоит мощный финансовый интерес тех, кто нами управляет. Взять хотя бы школьное питание, которое передали большим компаниям.
— Еда выглядит красиво, но она нечеловеческая, дети её не едят. Уже есть прецедент в Ижевске, где советы родителей добились возвращения реальных школьных столовых. Или оборудование: начальство заставляет школу покупать дорогостоящее оборудование, которое школе не нужно, компьютеры, например. Страна легко вкладывает деньги в компьютеры, а почему-то в людей не вкладывает. Хороший педагог может преподавать даже без компьютеров, — утверждает Соловейчик.
По словам эксперта, если мы хотим, чтобы дети вырастали самостоятельными и были авторами своей жизни, нужно освободить педагога. Несвободный человек свободного не вырастит. Но на практике школы абсолютно несвободны, начиная с директора.
По 278 статье Трудового кодекса любой директор может быть уволен без объяснения причин. И никакой суд его не вернёт. Год назад во Владивостоке уволили одного из лучших директоров города Светлану Соколову — просто потому, что в лучшую школу захотели завести новую администрацию. Директора восстановили с помощью губернатора. По 278 статье уволили и молодого директора из Нижнего Новгорода только за то, что на совещании она задала вопрос: можно ли в качестве эксперимента в одной из школ не открывать избирательный участок.
Соловейчик убеждён, что школа должна быть автономной, должна сама определять образовательную политику и выбирать программу для каждого ребёнка.
К разговору подключились педагоги и директора школ. Они рассказали о переполненных классах, нехватке молодых кадров, о том, что профессия стареет и большинство преподавателей старше 50 лет, о несправедливом распределении денег на ремонт, когда одной школе выделяют 14 млн рублей, а остальным в разы меньше, текущих трубах, некачественном питании. Почти в каждом выступлении звучала тревога за будущее профессии учителя.
«Сегодня в педагоги идут либо те, кто не умеет «зарабатывать деньги», либо абсолютно преданные своему делу люди. Почему-то никто не говорит о том, что оклад педагогического работника – 8 000 рублей. Оклад уборщицы – 15 000! В результате в школу приходят люди случайные. Недаром говорят: «Ума нет, иди в пед», — поделилась грустными мыслями учительница из Иркутска.
«Нас теперь называют исполнителями услуг. Престиж профессии сошёл на нет, молодые в школу не идут», — поддержала коллега из Усолья-Сибирского.
«Профессия не ценится. Когда я поступил на педагогическую специальность, постоянно сталкивался с насмешками сверстников», — рассказал студент 3-го курса.
«Мы государевы пасынки», — резюмировала педагог из Усолья-Сибирского.
Алексей Нечаев спросил участников встречи, как они относятся к инициативе «Новых людей» установить единый федеральный оклад педагога в 75 000 рублей. Педагоги ответили, что эта сумма достаточна, чтобы сделать профессию учителя конкурентоспособной, особенно в регионах.
В завершение круглого стола лидер партии «Новые люди» сказал, что в России есть два кода. Один государственнический: нам приказали, мы пошли делать. И второй код — вольный.
— В Иркутской области живут люди с вольным кодом, которые сами знают, что делать. Хватит ими командовать!
Нужно вернуть конкуренциюВ тот же день Нечаев встретился с иркутскими предпринимателями, которым было очень интересно пообщаться с основателем компании Faberlic — крупнейшим производителем косметики и парфюмерии. Местные бизнесмены устроили небольшую выставку своей продукции, в основном экологичной: косметики на основе байкальских трав, растительных масел премиум-класса, джемов и соусов из сибирских ягод и трав. Продукция выглядела симпатично: отличная упаковка, оригинальный состав.
Алексей Нечаев поинтересовался технологическими аспектами производства, географией продаж, ценовой политикой, долей рынка. Ему рассказали о создании большого универсального экономического торгово-производственного кластера на базе пустующего здания мясокомбината. По замыслу организаторов, он может дать импульс для развития производственного сектора всей Иркутской области.
Нечаев ответил на вопросы иркутских коллег и дал несколько советов. Так, по его словам, прежде чем замахиваться на международный рынок, нужно накопить силы и управленческий опыт: «Чтобы идти на экспорт, нужно быть сильными». Ещё один совет был связан с формированием цен на продукцию.
— Чтобы «завоевать» Россию, нужны другие цены. Люди живут небогато, но хотят покупать хорошее, полезное, и чтобы недорого. И это такая школа и вызов, которому не позавидуешь.
Затем Алексей Нечаев рассказал о своих взглядах на развитие и поддержку предпринимательства, которые легли в основу партийной программы. Во-первых, нужно снизить налоги и вернуть их в регионы — туда, где они собираются; во-вторых, дать людям больше самоуправления, свободы решать самим на своей земле, как жить и на что тратить; третье: вернуть конкуренцию, убрав монополию государства и связанного с ним бизнеса; и четвёртое: убрать с бизнеса силовой пресс.
— До 2008 года у российского бизнеса всё нормально было. Бизнес и я в том числе устранились из политического процесса. В результате мы страну отдали людям в погонах, чиновникам, которые кроме бумажек ничего в жизни не видели. Пришло время вернуть страну себе: нам нужны вольные люди, которые сами могут всё делать, даже без ресурсов, — подытожил лидер «Новых людей».
На встречу с лидерами партии «Новые люди», готовыми решить многие застарелые проблемы отечественного образования, приехали и учителя, и студенты Иркутского педагогического института, и родители, заинтересованные в качественном образовании детей Текст: Людмила Измайлова , Фото: автораПоследние новости
Приближение волшебного времени фейерверков
Скоро небо озарится тысячами огней, и мы будем в восторге.
Неожиданная оттепель в Иркутске: дождь и теплые температуры
Синоптики сравнивают текущие погодные условия с историческим случаем 2001 года.
Новые тарифные решения в российской электроэнергетике
ФАС России вводит долгосрочные тарифы для стимулирования инвестиций в энергетику.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку