Такси помолодеет
Госдума рассматривает законопроект, ужесточающий требования к таксопарку Таксисты и пассажиры по-разному оценивают грядущие перемены.
Проект закона о госрегулировании работы такси и агрегаторов (компаний, которые выступают посредниками между водителями и пассажирами) уже прошел первое чтение и предусматривает ряд серьезных ужесточений. В числе наиболее обсуждаемых — запрет работы в такси на автомобилях старше семи лет, необходимость оснащения машин системой ГЛОНАСС, выдача таксистам специальных разрешений. Что думают о проекте закона участники рынка и представители общественности и как грозят сказаться нововведения на стоимости услуг такси?
Нужен порядокЗаконопроект о такси планируется принять уже в текущем году. В списке предлагаемых требований к водителям — стаж не менее трех лет и российское гражданство, к автомобилям — возраст не более семи лет, наличие таксометра, шашечек на боковых поверхностях кузова и оранжевого фонаря на крыше. В планах также выдача водителям лицензий на работу таксистами, введение штрафов за передачу заказов нелегальным извозчикам. Цели законопроект преследует благие — повышение безопасности пассажирских перевозок, наведение порядка в сфере работы многочисленных диспетчерских служб и интернет-сервисов по заказу такси.
Председатель Союза автомобилистов Сибири Алексей Шабанов оценивает законодательную инициативу положительно. Необходимость наведения порядка в сфере перевозок пассажиров легковых такси назрела, как он считает, давно.
— Разработка закона идет полным ходом, какие-то предложения находят поддержку, какие-то подвергаются редактуре, исключению. И то, как будет выглядеть закон в окончательном варианте, еще неизвестно, можно только предполагать. Пока же по большей части вопросов я с авторами проекта согласен. И в части запрета работы в такси людей с иностранным гражданством, и в части ограничений по году выпуска машины. Все-таки авто старше семи лет (первоначально речь шла о границе в пять лет) — это уже действительно другие эксплуатационные характеристики, это определенный фактор риска, — считает Алексей Шабанов. — Главным же пунктом нового закона я считаю введение штрафов, причем довольно серьезных, за нелегальную работу таксистами. В этом плане законы давно требуют перемен. Достаточно сказать, что незаконная предпринимательская деятельность карается у нас штрафом в 500 рублей, а парковка на месте для инвалидов в 5000 рублей. Сопоставимо ли это? Нет.
Цены рискуют поднятьсяМежду тем сами представители сферы такси в оценке проекта закона куда менее оптимистичны.
— В сервисе «Максим» и сейчас действует ограничение по году выпуска автомобилей, но не такое жесткое. Запрет работы в такси на машинах старше семи лет отрицательно скажется на доступности услуг. Часть водителей будут вынуждены менять автомобили или уходить с рынка. Это приведет к росту стоимости поездок и увеличению времени ожидания автомобиля, — комментирует ситуацию специалист по связям с общественностью сервиса «Максим». — Что касается инициативы по установке ГЛОНАСС, то идея не проработана. Принудительно управлять режимом труда и отдыха водителей невозможно. Редко кто подключен только к одному сервису. Большинство работают одновременно с несколькими. И отключение в одном приведет к тому, что водитель будет брать заказы в другом или же собирать пассажиров на улице. В среднем же, по нашим наблюдениям, за сутки водители тратят на выполнение заказов меньше времени, чем длится обычный рабочий день в России.
Вызывает вопросы законопроект и у местных участников рынка. Так, по мнению Станислава Татарникова, директора службы такси «Шесть двоек», запрет на авто старше семи лет грозит сократить автопарк иркутских компаний как минимум на 50%. И на уровне качества, и на стоимости услуг это может сказаться не лучшим образом.
— Если ограничения будут столь жесткими, то проект закона, призванный вывести из тени нелегальных участников рынка, рискует привести к обратному эффекту. И ни пассажиры, ни перевозчики от этого не выиграют.
Куда пойдут люди?Не в восторге от проекта закона и иркутянин Вячеслав Мансуров. Он уверен: ужесточение требований к такси может привести к обострению социальной обстановки. Без работы рискуют остаться многие.
— Вероятный запрет работы в такси на авто старше семи лет, откровенно говоря, вызывает удивление. Такое впечатление, что авторы идеи живут в какой-то иной реальности. Сколько сравнительно новых авто вы видите на дорогах Иркутска? А сколько на дорогах Тайшета, Братска, Нижне-
удинска?
Вячеслав Мансуров — таксист, каких сотни. Ездит на «Тойоте Виш» 2003 года, занимается извозом в свободное от работы время, сотрудничая с одним из интернет-сервисов. На линию выходит на два-три часа не чаще пары раз в неделю. 1000—1200 рублей за вечер — неплохое подспорье для семейного бюджета.
— Сейчас для меня это лишь подработка, а в сложные времена, когда зарплату задерживали, а жена была в декрете, именно такси и выручило. И таких историй масса. Куда идут люди, столкнувшиеся с безработицей, просрочкой, долгами? В такси.
— Да, службы такси, интернет-сервисы выручают многих, с этим не поспоришь. И все же сфера пассажирских перевозок — это тот род деятельности, где приветствуется профессионализм, — отмечает в свою очередь председатель Союза автомобилистов Сибири Алексей Шабанов. — Вспомните, каким был престиж профессии в советские годы. В такси брали водителей лишь первого класса. А сейчас за рулем кого только не встретишь. Не думаю, что это правильно.
На заметку
В марте по случаю Международного дня таксиста специалисты сервиса «Максим» рассказали, как выглядит типичный сибирский таксист. Так, по их данным, самое распространенное имя среди водителей такси в Восточной Сибири — Александр. 8% таксистов зовут именно так. На втором месте — Сергей (6%), на третьем — Дмитрий (5%).
Чаще всего в такси работают молодые люди в возрасте от 21 до 35 лет. Таких больше половины — почти 60%. Гораздо меньше водителей в возрасте от 36 до 45 лет — 26%.
Большинство таксистов работают на личных автомобилях. Зачастую это популярные, проверенные иномарки. На первом месте Toyota Corolla, на ней заказы выполняют почти 6% водителей. Реже в качестве автомобиля такси встречается Renault Logan, ему отдают предпочтение 3%. На третьем месте Toyota Corolla Fielder, ее выбирают 2,7% таксистов. Иными словами, если заказать такси в Иркутске и соседних регионах (статистика представлена по Забайкальскому и Красноярскому краям, Иркутской области, Хакасии, Тыве, Якутии и Бурятии), то с наибольшей вероятностью водителем будет молодой мужчина до 35 лет по имени Александр на автомобиле Toyota Corolla.
Текст: Дина Оккерт , Фото: RG.RUПоследние новости
Новая детская поликлиника в Новонукутском: начало строительства
Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев обсудил планы по строительству медицинского учреждения.
Правовая помощь детям в Тулуне
В Тулунском городском суде прошла встреча, посвященная правам детей.
Четвертый этап военно-спортивной игры «Победа» в Саянске
Команды школ города соревнуются в военно-спортивной подготовке.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований