Когда ВИЧ приходит в семью

В Ангарске увеличивается количество ВИЧ-инфицированных женщин. История каждой из них – это большая трагедия.

В Ангарске увеличивается количество ВИЧ-инфицированных женщин. История каждой из них – это большая трагедия. Многие узнают о своем статусе, когда приходят к врачу вставать на учет по беременности или в ходе обычного медосмотра. О причинах этого тревожного явления мы решили поговорить с врачом-эпидемиологом БСМП Юлией Васильевой. 

– Юлия Анатольевна, что же случилось с нашими женщинами? Почему ВИЧ все чаще «косит» обычных, вполне благополучных людей?

– Долгие годы считалось, что СПИД – это болезнь наркоманов, проституток, бомжей. Но он давно уже вышел за пределы этого асоциального мира и поднялся до уровня нормальных, работающих, вполне обеспеченных и, самое страшное, семейных людей. Что касается женщин, то в последние годы действительно наблюдается рост заболеваемости среди ангарчанок и их половых партнёров. Судите сами: в 2018 году иммуноферментативный анализ сдали 15 872 человека, в 71 случае он оказался положительным на ВИЧ, среди впервые выявленных 53 – женщины. С начала этого года подобный анализ крови был проведен у 5 410 пациентов, у 22 из них выявлен вирус иммунодефицита, в том числе у 17 женщин. И это статистика только нашего медицинского учреждения. 

Особенно тревожит ситуация, связанная с беременными женщинами. Согласно СанПиНам, официальные и гражданские мужья стоящих на учете в женской консультации будущих мам также проходят медицинские обследования на ВИЧ. Выявление инфекции в такой период жизни семьи имеет для нее разрушительные последствия. В прошлом году 14 мужчинам, готовящимся стать отцами, был поставлен диагноз ВИЧ. Во всех таких случаях беременным женщинам назначается профилактика – при своевременном приеме препаратов шанс родить здорового ребенка очень высок. Здоровье самих женщин находится под вопросом, часто они пребывают в так называемом «сером окне»: инфицирование произошло недавно, и вирус не определяется при анализе крови. 

Нередко будущие мамы не являются инфицированными – муж изменил жене во время беременности и не успел заразить. В любом случае произошедшее – большая беда для семьи, предательство, имеющее опасные последствия. Если раньше подобное было большой редкостью, то теперь стало тенденцией. У мужчин нет ни стыда, ни ответственности за здоровье и жизнь близких людей. Многие во время беседы с врачом просят только об одном: «Не говорите жене!» То есть и дальше продолжают заботиться только о себе, подвергая опасности женщину и своего ребенка, которого она носит под сердцем.

– Получается, семейные люди тоже не застрахованы от СПИДа. Не со справкой же с супругом в постель ложиться?

– А вы знаете, что в некоторых европейских странах при заключении брака требуются данные медицинских документов жениха и невесты? А у нас все строится на доверии. В итоге люди регистрируют свои отношения, не зная многого друг о друге. В моей практике был случай: ВИЧ диагностировали у молодой женщины – ей недавно исполнилось 18 лет, только замуж вышла. Заключение лаборанта стало для нее шоком, она плакала, грешила на салоны красоты, где делала какие-то инъекционные процедуры, стоматолога частной клиники, не знала, как рассказать об этом мужу. Я спросила имя и фамилию ее супруга и очень расстроилась – он у нас уже 8 лет стоит как ВИЧ-инфицированный. Мужчина прекрасно знал свой диагноз, но ничего не сказал невесте и инфицировал ее. По сути, это основание для возбуждения уголовного дела. Но она отказалась писать на него заявление. Я потом вызвала его на прием и сказала: «Ты не дал ей шанса быть здоровой!» Знаю, что они и сейчас живут вместе. 

– Юлия Анатольевна, я знаю, что вы проводите целое эпидрасследование каждого случая инфицирования. Для чего это нужно? 

– Это нужно для того, чтобы разобрать цепочку ВИЧ-инфицирования, на ранней стадии выявить проблему и предложить человеку эффективную терапию. Все данные о ВИЧ-положительных анализах поступают мне. Я звоню пациенту, приглашаю к себе на прием, сообщаю ему диагноз, предлагаю пройти повторное исследование крови. В ходе беседы мы выясняем всех возможных инфицированных – прослеживаем путь инфицирования. Правда, удается это не всегда. Приведу пример: женщина живет в гражданском браке. У нее во время медосмотра выявляется ВИЧ. В разговоре выясняется, что у нее имеются незащищенные половые связи с женатыми мужчинами. Называть их имена она отказывается. Опасается за свою репутацию и безопасность – чужие мужья вряд ли обрадуются новости, что их любовница ВИЧ-инфицирована. В итоге в зоне риска инфицирования оказываются и эти мужчины, и их жены, а также дети. СПИД идет в их семью. А мы не можем предупредить их об этом. 

Все чаще приходится иметь дело с 55-60-летними пациентами. Мужчины в этом возрасте самоутверждаются на стороне за счет доступных женщин. В итоге выходят на пенсию с ВИЧ-багажом. Бедные их жены! Они не молоды, не изменяют мужу, для них СПИД – это кошмар. Трагедия, которую каждая переживает очень болезненно, скрывая ото всех семейный срам. 

Хочу заострить внимание на том, что в настоящий момент основной путь передачи ВИЧ-инфекции – половой, а это значит, что в зоне риска оказываются все, кто ведет половую жизнь: любители бесконечных любовных приключений, разведенные люди, вновь находящиеся в поисках своей второй половины, семейные пары, не избежавшие измен. Вычислить источник опасности визуально невозможно! У ВИЧ-инфицированного человека на лбу не написан его диагноз, а выглядеть он может весьма респектабельно. Среди стоящих на учете есть сотрудники и руководители государственных и частных предприятий, бизнесмены, учителя, воспитатели. 

– Как же можно защитить себя?

– Использование презерватива помогает избежать множества неприятностей! Защищенный половой акт – это старый, поверенный способ. Я не устаю говорить об этом на всех образовательных лекциях с молодежью. Удивительно, но в наш век Интернета и переизбытка информации многие подростки не знают про СПИД элементарных вещей. 

С медицинскими работниками я тоже провожу лекции – вырабатываю у них ВИЧ-инфицированную настороженность. Что это значит? А то, что на приеме у любого специалиста – терапевта, невролога, кардиолога, гинеколога, эндокринолога, дерматолога – пациент должен направляться на анализ крови на ВИЧ при любых подозрениях и симптомах иммунодефицита: воспаление лимфатических узлов, белые язвочки в ротовой полости, длительная повышенная температура, частые герпетические высыпания, непроходящие заеды. Лучше, как говорится, перестраховаться, чем упустить начало болезни!

– Вы перечислили все первые симптомы ВИЧ, это можно дать как подсказку людям?

– Не все так просто. Вирус иммунодефицита очень коварен. На ранних стадиях он часто вообще никак не проявляет себя. Его может не выявить даже анализ крови. Я уже упоминала «серое окно» – период, когда после недавнего контакта с ВИЧ-инфицированным вирус как бы дремлет – этот период длится от 3 до 6 месяцев. Его продолжительность зависит от стартового иммунитета человека. И все же после сомнительной связи я настоятельно рекомендую как можно быстрее обратиться к медикам – можно сдать кровь на вирусную нагрузку. ВИЧ начинает разрушать организм далеко не сразу – сначала он проникает в нервные ткани, потом проявляется в жидкостях. А через 1-3 года, если инфицированный не получает лечения, начинаются необратимые процессы – иммунитет снижается, присоединяются попутные болезни, которые в конечном счете и губят человека.

– Лекарства от СПИДа еще не придумали. Насколько эффективна современная терапия при ВИЧ-инфекции?

– Очень эффективна! При своевременно назначенной и проводимой терапии качество и продолжительность жизни ВИЧ-положительных людей увеличиваются в разы. Диагноз перестал быть смертельным приговором для тысяч людей, проходящих терапию. Нужно только встать на учет и получить назначение врача-инфекциониста. В настоящее время на учете в БСМП состоит 827 ВИЧ-положительных пациентов, примерно половине из них по медицинским показателям назначена терапия. Прием лекарств является пожизненным, как и у страдающих сахарным диабетом инсулинозависимых больных. Эти препараты дорого обходятся государству, но для пациента они бесплатны. Терапия позволяет снизить вирусную нагрузку до уровня, когда человек продолжает оставаться носителем ВИЧ-инфекции, но не передает ее своему партнеру. Он не опасен, не заразен. То есть можно жить полноценной жизнью.

Проблема в том, что люди часто вообще не допускают возможности инфицирования, не сдают анализы, отказываются от обследования, не интересуются результатами тестов. Многим кажется, что ВИЧ не коснется ни их самих, ни их семьи, ни их близких. Но статистика говорит о высочайшем уровне заболевания в нашем регионе. Значит, каждый из нас находится в зоне риска и должен думать о безопасном поведении. Меры профилактики просты: постоянство сексуальных контактов, защищенные половые акты с партнерами, регулярное тестирование. Хотя бы раз в год необходимо сдавать кровь на ВИЧ. Направление на анализ можно получить на приеме у терапевта или инфекциониста. Они проводятся в поликлиниках по месту жительства бесплатно. Достаточно заявить о своем желании провериться!

Газета "Свеча"

Последние новости

Новая детская поликлиника в Новонукутском: начало строительства

Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев обсудил планы по строительству медицинского учреждения.

Правовая помощь детям в Тулуне

В Тулунском городском суде прошла встреча, посвященная правам детей.

Четвертый этап военно-спортивной игры «Победа» в Саянске

Команды школ города соревнуются в военно-спортивной подготовке.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Анапе, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *