ОБМЕН ИЛИ ВОЗВРАТ? КТО ПЛАТИТ ЗА ВОЗВРАТ ТОВАРА, КУПЛЕННОГО ДИСТАНЦИОННО?
В консультационный пункт по защите прав потребителей филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» в Тайшетском и Чунском районах очень часто обращаются потребители с вопросами относительно дистанционн
В консультационный пункт по защите прав потребителей филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» в Тайшетском и Чунском районах очень часто обращаются потребители с вопросами относительно дистанционной торговли. Недавно поступил вот такой вопрос: вправе ли продавец отказать в обмене товара, приобретённого дистанционным способом, и требовать оплаты потребителем доставки товара до места нахождения продавца при отказе от товара?
Ситуация такова. Потребитель в интернет-магазине выбрал и заказал телевизор. По описанию, характеристикам, заявленным функциональным возможностям товар, в момент его выбора, подходил, но, во время ожидания доставки товара, потребитель, просматривая аналогичный товар в интернет-магазине продавца, увидел, что появился другой телевизор большего размера, с расширенным набором функций, но такой же стоимостью. Тогда он обратился к продавцу путём электронной переписки с предложением об обмене телевизора. Продавец ответил потребителю, что телевизор уже доставлен в пункт выдачи товаров по месту жительства потребителя и предложил ему вернуть товар, оплатив расходы за его доставку до места нахождения продавца, и оформить новый заказ на другой, понравившийся ему, телевизор. Потребитель не согласен с тем, что, возвращая новый, не бывший в эксплуатации, телевизор, должен дополнительно оплачивать доставку до места нахождения продавца и, ссылаясь на статью 25 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон), считает, что его права нарушены.
Так кто же прав, потребитель или продавец?
Так как в данном случае телевизор приобретён потребителем дистанционным способом, то есть без прямого посещения торговой точки продавца, то к таким правоотношениям статья 25 Закона неприменима и потребитель ссылается на неё безосновательно.
Дистанционную торговлю в Российской Федерации регулирует другая статья Закона – 26.1., а также Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020г. № 2463 «Об утверждении правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила).
Так, статьёй 26.1. и Правилами не оговаривается обмен непродовольственного товара надлежащего качества, приобретённого дистанционным способом. Рассматриваемые нормативные акты содержат лишь право потребителя на отказ от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение семи дней. При этом право на отказ действует в отношении всех групп товаров, приобретённых дистанционным способом, включая технически сложные, к которым как раз и относится приобретённый потребителем телевизор. Следует отметить, что семидневный срок возврата товара надлежащего качества действует лишь в том случае, если потребителю в момент его доставки была в письменной форме предоставлена информация о порядке и сроках возврата приобретённого товара. Если такая информация предоставлена не была, то у потребителя возникает право на возврат товара в течение трёх месяцев с момента его передачи.
Что касается доставки товара при отказе от него до места нахождения продавца за счёт потребителя, то в п. 4 ст. 26.1. Закона прямо сказано, что при отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращённого товара . То есть, в данном случае продавец прав и не нарушал права потребителя, а предложил ему альтернативный, не противоречащий законодательству РФ, выход из сложившейся ситуации.
Соответственно, потребителю нужно или забрать телевизор, заказанный первоначально, либо оплатить доставку товара до адреса продавца и вернуть ему телевизор и оформить заказ на новый телевизор.
Информация подготовлена специалистом филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» в Тайшетском и Чунском районах.
Вопросы можно задать по телефону: 8 (39563) 5-35-37 либо направить на e-mail: [email protected]
Номер телефона единого консультационного центра Роспотребнадзора 8-800-555-49-43
Последние новости
Народные методы диагностики блока питания: от лампочки до мультиметра
Простые способы проверить работоспособность блока питания без лабораторного оборудования и высшего технического

О проведении ярмарки "Радоница" около торговых комплексов " Новый" и "Ассоль"
С 21 по 29 апреля 2025 года ООО "ИрКом" проводит специализированную ярмарку для торговли искусственными цветами и лампадами.

Депутат Татьяна Марченко организовывает выставку художницы-любителя из Правобережного округа
В Правобережном округе Иркутска готовится к открытию персональная выставка картин «Творить может каждый» художника-любителя Любови Лопаковой.

Сезон благоустройства в городе наступит совсем скоро.
Подготовка к нему идёт полным ходом: проводятся электронные аукционы по определению подрядчика, заключаются контракты запланированные на 2025-й год работы.