16.06.2019

«ВРАЧ РАБОТАЕТ ВО БЛАГО ПАЦИЕНТА»

Тихон Плискановский уверен: у медиков хваткий ум и высокая способность к обучению Молодые кадры – ценный ресурс в любой сфере деятельности, как и специалисты с большим опытом.

Тихон Плискановский уверен: у медиков хваткий ум и высокая способность к обучению

Молодые кадры – ценный ресурс в любой сфере деятельности, как и специалисты с большим опытом. В прошлом году коллектив Шелеховской районной больницы пополнил начинающий травматолог-ортопед Тихон Плискановский, для которого День медицинского работника не только профессиональный, но и семейный праздник. Бабушка Лидия Плискановская тридцать лет трудилась в ШРБ хирургом рука об руку с такими корифеями своего дела, как Валериан Дьячков и Тамара Мельникова.

БЫТЬ ГОТОВЫМ КО ВСЕМУ

На выбор профессии, говорит Тихон Плискановский, повлиял и интерес к предметам естественнонаучного профиля, и бабушка Лидия Максимовна, врач с многолетним стажем, и увлечение спортом. После окончания лицея молодой человек поступил в Иркутский государственный медицинский университет.

– Первые три курса очень трудно: постоянно получаешь огромный объём информации, которой должен хорошо владеть, не спишь ночами, чтобы успеть всё выучить, подготовиться к занятиям. Потом становится немного легче.

После шестого курса, освоив лечебное дело, студенты определяются со специализацией, по которой продолжают обучение в ординатуре и интернатуре.     

– Поскольку я всю жизнь занимаюсь спортом, да и папа с мамой люди спортивные, планировал пойти в спортивную медицину. Но решил, что здесь, в Иркутске, не получу достаточной научной базы. А так как спортмедицина тесно связана с травматологией, выбрал это направление.

Про спорт стоит сказать отдельно. Тихон – отличный волейболист, воспитанник заслуженного тренера России Андрея Парилова, играл за сборную Шелехова. Его наград с различных соревнований накопилось столько, что впору отводить под них целый стеллаж. И сейчас время от времени молодой врач меняет белый халат на спортивную форму.

Так вот, пройдя с 2016-го по 2018-й ординатуру в травмпункте № 2, что относится к первой городской клинической больнице Иркутска, Тихон в прошлом году поступил на работу в Шелеховскую районную больницу. Здесь как травматолог-ортопед он ведёт амбулаторный приём в поликлинике и дежурит в стационаре. В числе его основных обязанностей — оказание экстренной помощи, оперативное вмешательство, реабилитация, наблюдение пациентов. Впрочем, всё это общие сухие слова, пока не узнаешь, с чем сталкивается врач на практике.

– Поделитесь своими первыми впечатлениями на новом месте.
– Меня удивило количество травмированных пациентов – их очень много!

– И с какими проблемами чаще обращаются жители?
– В основном приходят с ушибами, растяжениями, повреждениями связок, реже – с переломами. При этом надо отметить особенность нашей больницы, связанную с её территориальным статусом. В иркутских медучреждениях есть разные профильные отделения: например, люди с ожогами поступают в ожоговое, с черепно-мозговыми травмами – в нейрохирургическое. А мы принимаем пациентов со всеми видами травм и патологий. Это, с одной стороны, придаёт работе большую степень сложности и ответственности, с другой – хорошо в плане получения опыта.

– Иначе говоря, вы должны быть готовы ко всему?
– Именно так. Каждое дежурство непредсказуемо.

– Расскажите о ситуациях, с которыми приходилось иметь дело.
– Это было моё второе дежурство. Поступил мужчина с огнестрельным ранением бедра из ружья. Экстренно прооперировали его, наложили аппарат Илизарова. Ещё ряд оперативных вмешательств ему провели в институте травматологии и ортопедии в Иркутске. Уже больше полугода пациент у меня на амбулаторном лечении. Он идёт на поправку, скоро снимем аппарат, и думаю, возможно полное восстановление ноги. А недавно оказывали помощь молодому человеку, повредившему голень циркулярной пилой. Рана была очень большая, но мы благополучно сделали операцию, парень держался стойко. Подобные случаи откладываются в памяти, наверное, на всю жизнь. Также доводилось ампутировать пациенту пальцы после обморожения, не раз править кости, фиксировать переломы различными металлоконструкциями.

– Работа, прямо скажем, не для слабонервных. Эмоции не мешают выполнять свою задачу?
– Обычно нет. Ты прежде всего думаешь о том, как сделать человеку лучше. Стараешься объяснить, что нужно потерпеть боль ради выздоровления. Люди, конечно, по-разному воспринимают своё состояние: кто-то сильно переживает, кто-то относится к ситуации некритично. Если, например, поступает ребёнок с травмой, тут больше нервничают родители, чем их чадо. И врач должен быть ещё и психологом, чтобы найти подход к каждому. 

– А в тяжёлых случаях, когда нужно действовать быстро, не возникает страх принять неверное решение?
– Тревога бывает. Но есть стандарты, которых следует придерживаться в экстренных обстоятельствах. При необходимости консультируюсь со своими старшими коллегами, они всегда помогают.

– К поддержке других специалистов прибегаете?
– Мы тесно взаимодействуем с хирургами, неврологами, терапевтами, в спорных ситуациях собирается консилиум врачей, принимающий решение о дальнейшем лечении пациента.

– А бабушка интересуется вашей работой?
– Конечно. На каждом дежурстве она обязательно звонит мне узнать, как дела, и пожелать удачи. При встрече мы можем обсудить тот или иной случай с пациентом.

За плечами Лидии Плискановской бесценный опыт, которого хватит на внушительное практическое пособие по хирургии, а некоторые её истории могли бы послужить сюжетами для «Записок юного врача» Булгакова.

  «ТВОЯ ГОЛОВА И РУКИ – ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ»

Первое, чем при знакомстве покоряет Лидия Максимовна, – её харизма и, без преувеличения, феноменальная память. В свои 82 года она не только помнит мельчайшие подробности собственного жизненного пути, судеб близких и знакомых людей, пациентов, но и знает буквально всё и обо всех – «Гугл» с «Яндексом» позавидовали бы.     

– Ложусь поздно. Если не разгадаю хоть несколько кроссвордов, я не я. Читаю газеты, журналы, – тут Лидия Максимовна перечисляет с десяток изданий и продолжает: – Знаю много стихов Есенина и Высоцкого – очень люблю его, есть у меня песенник с поэзией Евтушенко. Сейчас вот про Фаину Раневскую читаю, записываю её фразы.

Думается, отличная память Лидии Плискановской во много обусловлена и её профессией: хирург просто обязан знать устройство и функционирование организма человека от макушки до пят. Но изначально молодая студентка Харьковского мединститута собиралась стать судмедэкспертом, анатомию знала как никто другой. Позже, перебравшись к мужу в Бердянск Запорожской области Украины, читала там будущим врачам лекции – в день по восемь занятий по анатомии и хирургии. А когда семья приехала в Шелехов, Лидия Максимовна устроилась в районную поликлинику.

Лидия Плискановская (вторая справа) с коллегами – основателем хирургии в Шелехове Валерианом Дьячковым, хирургом высшей категории Тамарой Мельниковой и педиатром Верой Малышевой

– Это был 1966-й год. Через месяц меня с Тамарой Мельниковой перевели в стационар, где хирургическим отделением заведовал Валериан Дьячков – человек и врач от Бога. А Тамара Николаевна стала мне сестрой, мы всегда поддерживали друг друга, вместе повышали квалификацию. Она никому не отказывала в помощи, работала, даже когда сама тяжело болела и едва стояла на ногах.     

Не имея технологий и оборудования, которым оснащены современные медучреждения, в то время хирурги чего только ни делали – от простых операций, вроде пришить язык или ухо, до сложнейших вмешательств, таких как трепанация черепа.

– Как-то привезли к нам геолога из Смоленщины с двадцатью восьмью ранами, в том числе в сердце, лёгком и кишечнике! Зашивали его семь часов. Был пациент, у которого по глупости в мочевом пузыре оказался чернильный карандаш – ничего, вытащили, и выздоровел дурень. А однажды в дежурство на 8 Марта мы приняли 27 пациентов! Одним из них был мальчик по имени Коля: катался на лыжах в Олхе, ударился об дерево. Парень бодрился, просил отпустить домой: мол, я себя хорошо чувствую. Но я оставила его до утра, положила в палату и ушла на операцию. А вскоре прибежала санитарка: Коля потерял сознание. Пришлось вызвать в помощь Тамару Николаевну. Мы ручной дрелью и кусачками произвели трепанацию. При ударе об дерево разорвались сосуды, произошло кровоизлияние в мозг, и мальчик мог погибнуть. К счастью, спасли его.

Лидия Максимовна может поделиться серьёзным опытом по удалению различных опухолей, по операциям на почках, желудке и поджелудочной железе, сердце и лёгких, на венах.

– Мы сами оперировали детей и никогда не отправляли их в Ивано-Матрёнинскую больницу в Иркутск, – замечает она. – Шестимесячному малышу однажды лечили заворот кишок. Грыжи, зобы, водянки – со всем справлялись. А ведь у нас не было оборудования, как сейчас – только голова и руки, и мы всем помогали.

Немало хороших врачей взрастили шелеховские хирурги. Среди учеников Лидии Максимовны, например, доктор медицинских наук, профессор кафедры госпитальной хирургии с курсом онкологии ИГМУ, главный хирург Иркутской области в 1983–1998 годах Сергей Чикотеев, ушедший из жизни в прошлом году.

Сама Лидия Максимовна – отличник здравоохранения и почётный донор. Бывало, её кровь переливали пациентам во время операций, а что делать, когда жизнь человека под угрозой.

Слушаешь и удивляешься: как женщина способна вынести такую трудную работу, откуда берёт столько сил помогать людям? Наверное, жизнь закалила её. Ещё в начале Великой Отечественной пятилетняя Лида упала в подполье и повредила позвоночник. Местный костоправ велел лежать два месяца, а тут война. 
– Мы с дядей – ему было 17 – перебирались из деревни в окопы, когда нас остановил немец. Он начал стрелять в дядю, а я упала на колени, умоляла отпустить – и отпустил. Мы ушли в леса под Путивлем, там, укрываясь с другими жителями, я два месяца пролежала, питались крапивой, гнилой картошкой…

Многое может рассказать Лидия Максимовна, и с высоты своего опыта она уверенно говорит: в профессии медика главное – сострадание.
– Кто бы ни пришёл к тебе, выслушай пациента, осмотри его сверху донизу, расспроси обо всём. Обращайся с людьми по-человечески. Я и Тихону об этом напоминаю.

Тихон с бабушкой согласен, хотя и признаётся, что пациенты порой бывают не подарок.
– Иногда люди не ценят твои усилия, это оставляет осадок. Но много и замечательных моментов, когда ты чувствуешь доверие пациента, вы становитесь с ним хорошими знакомыми, и болезнь отступает на второй план, а выздоровление идёт лучше.

– Чего пожелаете своим коллегам в праздник?
– Искренне благодарю за поддержку своего главного наставника – заведующего травматологическим отделением Сергея Алексеева, врачей Евгения Никифорова, Андрея Комзарева, Юрия Грицких. Желаю всему коллективу отделения и больницы профессиональных успехов, процветания, долголетия и отзывчивых пациентов.

Подготовила Ксения ГОРБУНОВА

Последние новости

В 12,3 тысяч супермаркетах, кафе и ресторанах на территории Байкальского банка можно платить

Свыше 12,3 тысяч супермаркетов, кафе и ресторанов Иркутской области, Забайкальского края, а также республик Бурятии и Саха (Якутии), подключили сервис Сбера "Оплата улыбкой".

Накануне Дня Победы авиастроители передали ВКС России новые Су-35

В среду, 8 мая, стало известно, что авиастроители Комсомольского-на-Амуре авиационного завода им.

Депутаты ЗакСобрания продолжают участвовать в сборе и отправке гуманитарных грузов в зону спецоперации

Из Усть-Илимска в зону проведения спецоперации отправились 16 автомобилей и партия гуманитарного груза.

Card image

Тех, кто реже будет пользоваться услугами такси и чаще — общественным транспортом, может стать больше.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *