Где купить фермерские продукты: навигатор по оптовым и розничным торговым точкам

Где купить фермерские продукты: навигатор по оптовым и розничным торговым точкам

В России фермерство является относительно новым видом деятельности, который зародился примерно тридцать лет назад. Несмотря на то, что популярность экологически чистых продуктов в нашей стране пока не так высока, как за рубежом, это очевидно вопрос времени. Фермеры-растениеводы выращивают свою продукцию без использования агрессивных химических удобрений, а животные, которых выращивают на мясо и молоко, откармливаются экологически чистыми кормами, которые также выращиваются на той же местности. Ассортимент гастрономических продуктов, предлагаемых фермерами, рассчитан на небольшой срок хранения и не содержит промышленных консервантов.

Статья: Фермерские продукты и политика

В советские времена импортная сельскохозяйственная продукция была значительно дороже отечественной и автоматически считалась более высокого качества. Но сегодня ситуация кардинально изменилась. Согласно экспресс-исследованию фирмы «Инкомаркет», проведенному в Москве в конце 1999 года, 75,3% респондентов отдают предпочтение отечественным продуктам питания, в то время как только 3,1% предпочитают импортные, а 21,6% безразличны к происхождению продуктов. В тот же год все 100% опрошенных считали отечественную мясную продукцию лучшей, а молочную - 93,8%, овощи - 70,6%, а фрукты - только 34,8%. На тот момент эти данные не содержали ярко выраженной патриотической компоненты, которая играет все большую роль в опросах последних лет. Примерно 20% респондентов сейчас мотивируют свой выбор отечественных продуктов питания патриотизмом.

Но как насчет качества продукции? Увы, российские производители продуктов питания все больше стремятся к снижению затрат и переходят на более дешевое, но менее качественное сырье, как правило - импортное. В результате, многие отечественные продукты стали подражанием импортных: красивая упаковка, долгий срок хранения, но отсутствие вкуса и пользы.

Таблица №1 показывает, что к 2009 году особенно остро встал вопрос качества отечественных сыров, цельномолочной продукции, животного масла и колбас. Импорт продовольствия в целом в это время превышал 50%, а по некоторым видам достигал 80%. В январе 2010 года Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым была утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Согласно этой Доктрине, производство сельскохозяйственной продукции к 2020 году на отечественном рынке по мясу должно составлять 85%, по молочным продуктам - 90%, а в целом доля отечественных продуктов питания – 80%.

Однако импортозамещение – процесс небыстрый, и пока еще полки магазинов продолжают демонстрировать дефицит российских продуктов. Введенные западными странами экономические санкции требуют более активного наращивания объемов производства. Пока крупные производители одновременно решают вопросы качества и количества своей продукции, отечественным фермерским продуктам дан шанс заявить о себе в полной мере. Государство выделило более 3,4 млрд рублей на субсидирование животноводческих ферм и крестьянских хозяйств в 2015 году.

Фермерская продукция находится в центре внимания сегодняшних дней. Это вызвано интересом двух главных категорий потребителей: тех, кто беспокоится о своем здоровье и здоровье своей семьи, и тех, кто обеспокоен экологией. Фермерская продукция обладает следующими качествами:

  • Персональная ответственность продавца;
  • Частые поставки в небольших партиях, где гарантируется свежесть продукции;
  • Сезонность;
  • Натуральный внешний вид благодаря отсутствию красителей.

Современные покупатели привыкли к рекламе и внешнему виду продуктов супермаркетов, что может привести к тому, что фермерам приходится убеждать их попробовать молоко с молочным запахом или "неказистые" фрукты с червоточинкой. Если убедить их, то востребование явно указывает на критерии здорового выбора. Союз органического земледелия сообщает, что 21% россиян хорошо осведомлены о производстве и потреблении экологически чистых продуктов питания и стремятся к их покупке. Из них 45% - молодые мамы, 30% - приверженцы здорового образа жизни, 10% - люди, чье здоровье требует тщательного следования к качеству питания, 10% - люди с высоким доходом и 5% - люди, которые хотят всегда следовать модным трендам.

Хотя фермерская продукция и органическая продукция должны быть one and the same, не так все просто. К сожалению, в России пока нет законодательной нормы, которая бы определяла, какая фермерская продукция может быть названа органической, то есть созданной без вредных веществ и технологий, которые могут негативно повлиять на здоровье. Это имеет свои достоинства и недостатки. С одной стороны, есть возможность найти фермера, который продает на самом деле органические продукты, но не завышает цены. С другой стороны, могут быть случаи, когда маркировка "organic food" используется безо всяких оснований, продукция остается не проверенной, а цены повышаются на 50% или даже больше. Поэтому вопрос: где найти добросовестного поставщика для постоянных закупок, остается индивидуальным, поскольку единого рецепта нет.

В Москве можно найти множество мест, где можно приобрести экологически чистую фермерскую продукцию для личного потребления. Однако, не все из них стабильны в работе. Поэтому, заинтересованным покупателям рекомендуется знать несколько вариантов, которые расположены рядом с их домом или работой.

Первым вариантом являются ярмарки фермерской продукции, также известные как ярмарки выходного дня. Самые крупные площадки находятся в Кузьминках (108 мест) и в Хамовниках (72 места), а всего по Москве открыто 102 площадки. Здесь продаются различные фермерские товары из 50 регионов России. Главным плюсом ярмарок являются умеренные цены и возможность заказать продукцию на следующие выходные, но также стоит учитывать некоторые минусы, такие как сезонность и отсутствие продавцов в часы работы ярмарок, а также риск того, что товар может быть распродан.

Второй вариант - рынки сельхозпродукции. Некоторые из них были закрыты из-за несоответствия санитарным нормам, но все еще существуют солидные бренды, такие как Даниловский и Дорогомиловский рынки. Есть также более молодые, популярные и доступные по ценам рынки, такие как фермерский рынок на Каширке, Коптевский и Кунцевский сельскохозяйственные рынки. Главный плюс таких рынков - ежедневная работа, всесезонность и продуктовая направленность, но стоит учесть сложность ориентирования на больших площадках.

Третий вариант – универсальный рынок, где можно сделать покупки для всей семьи. Известные места такого формата – Рижский, Преображенский, ТСК «Сколково», ТК «Садовод». Однако минус этого варианта покупки - небольшой выбор продукции и сложность проверки информации о производителе.

Четвертым вариантом являются специализированные магазины фермерской продукции. Их можно найти в спальных районах, где они обычно пользуются значительной популярностью, однако такие точки имеют свойство неожиданно пропадать.

Наконец, интернет-торговля фермерской продукцией, хоть и не всегда устойчива в работе, но подходит для тех, кто хочет выбирать товары по картинкам и отзывам, а также оплачивать банковской картой. Однако здесь теряется личный доверительный контакт с продавцом, что добавляет некоторые минусы в этот способ приобретения продуктов.

Важно отметить, что хотя система торговли фермерскими продуктами в Москве еще не отлажена полностью, интерес к экологически чистой продукции постоянно растет, и этот бизнес является одним из самых перспективных.

Как купить фермерские продукты оптом

Фермерские продукты в оптовых партиях пользуются большим спросом среди представителей ритейла, ресторанного и гостиничного бизнеса, частных санаториев и реабилитационных центров. В этой статье мы расскажем, как можно закупать продукты следующими способами:

  1. Непосредственно у фермера. Этот способ можно осуществлять по личной договоренности или на оптовом рынке, например, на известных местах, таких как оптово-продовольственный центр "FOOD-СИТИ" или оптово-продовольственный рынок "Отрадное". Хотя данный способ является наиболее гибким и универсальным, для его реализации потребуется тщательная проработка.
  2. Через перекупщиков. Перекупщики берут на себя всю коммуникацию с фермерами, но данный вариант может оказаться дорогим и неэффективным, так как в большинстве случаев объем услуг минимален.
  3. Через потребкооператив. Сбытовые (торговые) сельскохозяйственные кооперативы осуществляют продажу продукции, а также ее хранение, сортировку, сушку, мойку, расфасовку, упаковку и транспортировку, заключают сделки, проводят изучение рынка сбыта, организуют рекламу указанной продукции. Таким образом, они могут выполнять значительную часть работы, на которую у фермеров нет ресурсов. Через потребкооператив удобно осуществлять закупки для крупных ритейловых компаний и отправить продукцию сразу на прилавки, но для менее крупных закупщиков данный вариант может оказаться дорогим и невыгодным.
  4. На электронной площадке сбыта сельхозпродукции. Каналы сбыта создаются при поддержке государства. Например, Фонд содействия развитию сельского хозяйства "Единый центр развития сельского хозяйства" создал портал "РОСАГРОТОРГ.РФ", который помогает наладить связи между поставщиками и торговыми сетями, обеспечить безопасность взаиморасчетов, организовать грузоперевозки. На портале возможна организация бесплатного виртуального магазина, а также есть возможность поиска по продуктам и регионам. Однако, недостаток портала - минимум функций и бросающаяся в глаза шаблонность.

Несмотря на то, что у российских фермеров есть представление о цивилизованном бизнесе, производителям и потребителям фермерских продуктов сейчас сложно найти друг друга на рынке и установить длительные отношения. Фермеры не имеют возможности выделять огромные бюджеты на рекламу, поэтому качество товаров и услуг, как правило, на высоте. В основном все держится на личных контактах.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *