Финансовое планирование и бюджетирование: какие подходы могут быть эффективными для бизнеса

Финансовое планирование и бюджетирование: какие подходы могут быть эффективными для бизнеса

В настоящее время для успеха бизнеса необходим тщательно продуманный финансовый план и бюджет. Если компания не имеет точного и исчерпывающего понимания объемов денежных поступлений и расходов в текущем моменте и в будущем, ее руководство может столкнуться с риском банкротства. Поэтому финансовое планирование, прогнозирование и бюджетирование являются неотъемлемыми компонентами менеджмента для любого предприятия. В данной статье мы рассмотрим эти понятия и объясним их взаимосвязь и разницу. Мы также расскажем об эффективных методах организации финансового планирования.

Финансовое планирование и бюджетирование – два взаимосвязанных понятия. Хотя многие путают их, следует понимать их отличия.

Финансовое планирование – это стратегия распределения денежных ресурсов, как текущих, так и ожидаемых, чтобы удовлетворить потребности предприятия. Здесь цель состоит в расчете расходов таким образом, чтобы бизнес мог уверенно развиваться и приносить прибыль, обязательства перед государством, клиентами и кредиторами были выполнены. В финансовых планах отражены источники доходов, цели расходов, графики платежей и поступлений за долгосрочный период.

Расчеты для финансового планирования базируются на достоверных данных, таких как бухгалтерская отчетность, инвестиционные программы, производственные сметы и другие. Это позволяет с высокой точностью планировать расходы на длительный период (до нескольких лет).

Прогнозирование – это похожая функция, но вместо точных данных используются предполагаемые данные. Например, на основе анализа рынка можно делать предположения о скором росте цен на производимый товар, но достоверно этого утверждать нельзя.

Бюджетирование – это инструмент, который является составной частью финансового планирования. Это система управления денежными ресурсами компании, ее доходами и расходами, рассчитанная на короткий период (как правило, до года). Отличительная особенность бюджетирования в том, что в нем заложена возможность контроля экономического положения и количественных результатов работы предприятия.

В соответствии с разработанной финансовой стратегией формируется структура бюджетов – это планы поступлений и затрат – по разным направлениям бизнеса, подразделениям, отдельно взятым проектам. Устанавливаются желаемые значения показателей. По мере исполнения бюджетов производится учет операций. Далее с помощью план-фактного анализа отслеживается эффективность. Выясняется, соответствуют ли реальные показатели запланированным значениям, и, если нет, устанавливаются причины расхождений. На основе сделанных выводов вносятся коррективы в существующую систему управления денежными ресурсами.

Если финансовое планирование ставит общие цели, то бюджетирование позволяет разработать практические способы их достижения. Одно не может существовать без другого. Бюджетирование также помогает контролировать использование ресурсов компании и служит инструментом управления персоналом. Когда сотрудники знают четкий план, они хорошо понимают, к каким показателям нужно стремиться и что для этого делать. Благодаря бюджетированию на предприятии устанавливается финансовая дисциплина.

Цель финансового планирования и бюджетирования - обеспечить гармоничное соотношение между денежными ресурсами и потребностями организации в них, при этом выбрать оптимальный метод распределения средств. Для достижения этой цели необходимо решить множество задач. Финансовое планирование может помочь:

  1. Определить неявные резервы, которые могут быть использованы для увеличения прибыли компании, такие как более эффективное использование производственных ресурсов и улучшение качества продукта.
  2. Определить, какие проекты приносят наибольшую прибыль компании.
  3. Сопоставить денежные ресурсы с производственным планом, сделать вывод о достаточности средств для реализации показателей прибыли.
  4. Гарантировать исполнение обязательств перед государством, кредитными организациями, поставщиками и клиентами, такие как своевременная выплата налогов и погашение долгов.
  5. Определить финансовые риски и найти способы их уменьшения.
  6. Определить, есть ли у компании потребность во внешнем финансировании.
  7. Следить за работой каждого подразделения и оперативно отслеживать результаты.

Бюджетирование - это способ финансового планирования, который решает такие задачи, как:

  1. Создание планов показателей на ограниченный период времени, обычно на один год, по каждому направлению работы компании. Структура бюджета зависит от особенностей конкретного бизнеса. Помимо основных бюджетов (доходы, расходы, движение денежных средств и прогнозный баланс), на разных предприятиях также разрабатываются множество дополнительных планов и смет на продажи, производство, амортизацию, налоги, отдельные проекты и т.д.
  2. Гарантия взаимосвязи между бюджетами. Благодаря этому все подразделения компании работают едино для достижения общих целей.
  3. Разделение ответственности. Благодаря планированию бюджетов можно четко разграничить области деятельности, что позволяет всем сотрудникам заниматься своим делом без выполняющих чужую работу.
  4. Контроль над реализацией бюджетов с помощью план-фактного анализа. Реальные данные о сделках за исследуемый период сравниваются с плановыми показателями, чтобы выяснить, есть ли между ними расхождения. Такой анализ помогает понять, какие бизнес-процессы требуют оптимизации и что следует сделать в первую очередь.

Планирование и управление финансами являются одними из важнейших аспектов любого бизнеса. Существует несколько видов планирования, которые могут быть использованы на предприятии.

Классификация видов планирования:

1. Сроки

Согласно этой классификации, планирование и прогнозирование на предприятии могут быть:

  • Стратегическим
  • Текущим
  • Оперативным

Стратегическое планирование рассчитано на период в среднем до пяти лет. Основная цель — установить тенденции развития компании на длительный период, а также определить пути достижения намеченных целей. На этом этапе выясняют необходимость предприятия в финансировании, устанавливаются способы привлечения ресурсов и прогнозируются результаты.

Текущее планирование направлено на установку целей на период в один год. На основе разработанной финансовой стратегии устанавливаются промежуточные цели, а также годовые планы расходов и прибылей. Бюджетирование является основным инструментом текущего планирования.

Оперативное планирование — это нижний уровень планирования, который подразумевает разработку конкретных алгоритмов (планов, графиков) для сотрудников подразделений. Этот вид планирования рассчитан на срок до трех месяцев и осуществляется для конкретных заданий.

2. Объекты

В зависимости от объекта планирования виды планирования могут быть совершенно разными. По этому критерию выделяются:

  • Финансовое планирование
  • Налоговое планирование

Цель налогового планирования заключается в сокращении расходов организации по обязательным выплатам в бюджет, используя все доступные законные способы.

Методы планирования:

Существует несколько методов планирования, которые могут быть использованы на предприятии, и каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, а также сферу применения. Вот некоторые из них:

  1. Экспертные оценки: В основе этого метода лежат мнения специалистов в той или иной области. Коллективные экспертные оценки точнее, чем индивидуальные, так как они позволяют определить степень согласованности мнений и получить наиболее достоверные результаты.
  2. Методы экстраполяции: Этот метод основан на определении тенденций развития объекта планирования на основе анализа предшествующего и текущего опыта.
  3. Методы моделирования: При помощи этого метода строятся математические модели на основе анализа прогнозируемого объекта и определении его характерных признаков.
  4. Нормативный метод: Этот метод учитывает существующие нормы и стандарты в процессе планирования.
  5. Балансовый метод: Этот метод основан на установлении равновесия между поступлениями и расходами на предприятии.

Финансовое планирование является неотъемлемой частью любого бизнеса. Оно помогает оценить перспективы развития, определить допустимые объемы затрат, приоритетные направления использования денежных ресурсов, а также потребности в инвестициях.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *