Исследование рынка: как проводится и сколько стоит?
Некоторые компании и предприниматели предпочитают доверять своей удаче, однако это не гарантирует успешного развития бизнеса. А вот наличие опыта и правильно проведенных расчетов всегда могут приносить пользу. Именно в эпоху информационного развития возможно воспользоваться знаниями других участников торгово-рыночных отношений как в России, так и в мире. Проведение маркетингового исследования позволит получить ответы на важнейшие вопросы, с которыми сталкивается предприниматель или компания, и разработать оптимальную стратегию развития бренда или организации в целом.
Анализ рынка: цели и виды
В современном бизнесе комплексный анализ является необходимостью.Данный анализ включает в себя изучение структуры рынка, свободных ниш и сегментов, информации о конкурентах и потребителях, спроса на товары и услуги и их цен, а также оценку возможных рисков. Поэтому для правильного составления плана анализа рынка, выбора метода и использования эффективных инструментов, важно определить цели исследования.
Для того, чтобы начать маркетинговый анализ рынка, необходимо определить его цели. В зависимости от цели анализа устанавливается его предмет. Например, если нужно проанализировать емкость, конъюнктуру и дать оценку актуальным и будущим тенденциям рынка, необходимо изучить его структуру. Для оценки развития рынка и выявления рыночной доли товара/услуг предприятия в сегменте, проводится предметный анализ товара/услуг. Анализ рыночных сегментов на предмет незанятых ниш помогает отыскать новые источники продаж. Комплексное изучение целевого сегмента позволяет определить его привлекательность и сделать правильный выбор целевого рынка. Изучение потребителя помогает выявить ключевые потребности рынка, провести анализ спроса на продукцию, а также определить требования целевой аудитории. Чтобы понять действующую структуру цен в отрасли и выполнить ценовое позиционирование конкурентов, можно произвести экономическое исследование рынка. Конкурентов необходимо исследовать для понимания общей картины, выявления преимуществ и уязвимых мест компаний, а также разработки собственных конкурентных преимуществ.
Также важно понимать различия между сферами бизнеса, которые имеют свои отличительные особенности. B2B («бизнес для бизнеса») – характерен для таких сфер, как машиностроение, реклама, кадровые агентства, деревообработка, химическая промышленность. Потребителями являются другие компании. B2C («бизнес для конечного потребителя») – это продажа товаров и услуг физлицам для личного и семейного пользования. B2G («бизнес для государства») – маркетинговые отношения между бизнесом и государством. C2C («потребитель потребителю») – это продажа товаров и услуг между физическими лицами.
В каждой сфере применяется своя модель продаж, поэтому и исследование рынка будет направлено на поиск ответов на различные вопросы. Например, как заинтересовать большое количество потребителей или как заинтересовать конкретного заказчика, как найти дополнительные точки сбыта и многое другое.
После того, как были определены цели анализа рынка, можно приступать к подготовке его плана. Для этого используются различные методы, такие как опросы, интервью и/или фокус-группы. Наиболее комплексный анализ рынка состоит из десяти этапов, включающих исследование объемов рынка, конкурентный анализ, оценку цен и экономический анализ рынка, изучение способов продвижения продукта на рынке и многие другие.
Однако не всегда требуется подробный анализ. Иногда необходимо просто оценить общее состояние рынка или создать краткий срез по одному-двум пунктам.
Выбор методов и инструментов для анализа рынка является важным этапом после того, как цели анализа и план составлены. Анализ рынка включает сбор и последующую обработку информации. Для этого применяются различные методы исследования рынка, которые условно могут быть разделены на три категории: количественные, качественные и смешанные.
Количественные исследования рынка включают данные, которые можно посчитать и сравнить, например, результаты опросов. Они позволяют понять мнение покупателей о товарах и услугах, повышении цен, качестве товаров и услуг, а также при составлении различных прогнозов и статистики.
Качественные исследования рынка, в свою очередь, охватывают информацию, которую нельзя посчитать. Это может быть, например, мнение аналитиков и конкурентов, а также поведенческие факторы целевой аудитории. В этом случае данные не так объективны.
Смешанные методы представляют собой комбинацию преимуществ количественных и качественных методов. Они могут быть использованы для экономии бюджета: холл-тесты, домашнее тестирование, наблюдение.
Для сбора данных применяют различные методы. Глубинные интервью, экспертные интервью, фокус-группы, опросы, наблюдение и кабинетное исследование помогают понять потребности и желания целевой аудитории, а также поучить некоторые сведения, например, критерии отбора товара и часто задаваемые консультантам вопросы.
Чтобы провести анализ рынка, данные нужно структурировать и проанализировать. Для этого применяются различные инструменты, например, расчет индексов и показателей в динамике. Также применяют SWOT-анализ, PESTLE-анализ и анализ по модели "Пять сил" Портера для оценки законодательного аспекта, экономических и социальных факторов, уровня влияния потребителей и уровня развития конкурирующих фирм.
При правильной обработке и анализе данных, можно составить эффективную стратегию развития бизнеса.
Профессиональное исследование рынка является одной из важнейших задач для любого бизнеса. Это позволяет повысить продажи и узнать, на что ориентироваться в будущем, предсказывая потенциальные угрозы и риски. Однако, стоимость такого маркетингового анализа может сильно варьироваться в зависимости от ряда факторов.
Первый и наиболее важный фактор - это метод, используемый для сбора информации. Стоимость каждого из методов будет зависеть от объема ресурсов, затраченных на аналитику и количества людей, вовлеченных в исследование. Например, проведение онлайн-опроса можно заказать от 40 000 рублей, в то время как поквартирный опрос или холл-тест могут стоить от 180 000 рублей и выше.
В случаях, когда один метод сбора информации не достаточен, можно прибегнуть к использованию дополнительных методов, таких как фокус-группа (от 40 000 рублей) или экспертное интервью (от 6 000 рублей). Глубинное интервью, в свою очередь, может стоить от 3 300 рублей.
Анализ данных также оплачивается отдельно. Цены на отчет-презентацию около 20 000 рублей, полный отчет - около 30 000 рублей, а сжатая информация в виде аналитической записки будет стоить порядка 9 000 рублей.
Тем не менее, некоторые маркетинговые компании готовы предложить более выгодные условия для малого бизнеса, включая все расходы. Оплата за обзор рынка может составлять около 60 000 рублей, включая оценку емкости рынка, сегментирование клиентов, изучение их финансовых возможностей и разработка стратегий развития компании. В свою очередь, конкурентный анализ обойдется порядка 55 000 рублей, а потребительский - примерно 45 000 рублей.
Несмотря на то, что проведение исследования рынка может обойтись в немалые деньги, любые затраты на грамотное проведение маркетингового анализа окупятся в долгосрочной перспективе. Полученные данные позволяют разработать эффективную стратегию, которая, в свою очередь, обеспечит успех и процветание бизнеса.
Фото: freepik.com