Художник Александр Шевченко: наследие мастера

Художник Александр Шевченко: наследие мастера

Иногда мы осознаем настоящий талант художника только после его смерти. Но иногда бывает уже слишком поздно, когда его произведения оказываются утрачены. С подобной ситуацией чуть было не столкнулись наследники российского, а затем советского художника Александра Васильевича Шевченко. Однако, счастливый финал их истории оказался возможным.

Не так давно имя художника Александра Шевченко было известно лишь узкому кругу любителей искусства. Более 100 лет назад же его работы вызывали множество споров и обсуждений. Биография Александра Васильевича была насыщена событиями.

Александр Васильевич Шевченко был художником-авангардистом. Несмотря на то, что его отец был приказчиком в Харькове, художественные способности у мальчика проявились в реальном училище. Его талант заметил ученик Карла Брюллова, Дмитрий Бесперчий, который стал первым наставником будущего художника. Природный дар мальчика развивал и талантливый художник Николай Улих, который также приобщил Александра к театру.

Семья Шевченко переехала в Москву, где Александр поступил в старейшую художественную школу – Строгановское училище, чтобы получить образование на декоративном отделении. В начале обучения он выделялся, премия за победу на выставке ученических работ позволила ему побывать за границей. Параллельно с учебой молодой художник работал рисовальщиком на московских фабриках. Но после смерти матери он жил отдельно от отчима и очень нуждался.

Получая образование, Александр Шевченко посещал лекции Михаила Врубеля и занятия Константина Коровина. Увлеченный рассказами педагогов о западной живописи, Александр Васильевич прервал обучение и по совету своего учителя Константина Коровина отправился в Париж. В столице Франции русский художник работал в мастерской популярного живописца Эжена Каррьера, учился в частной академии художеств, каждый день ходил в Лувр, посещал мастерские французских мастеров и изучал творчество импрессионистов.

Сам Александр Шевченко считал, что основы его творчества были заложены в Строгановке, но истоки работы с цветом он получил в Париже. После возвращения из поездки по Европе, Александр Васильевич окончил Строгановское училище и поступил в Московское училище живописи, где был зачислен сразу в последний класс, в мастерскую Константина Коровина. Однако, его учеба была далека от долгой – вместе с еще 60 студентами художник был отчислен из училища. Это произошло из-за того, что профессорская группа не одобряла его творческие поиски, нацеленные на поиск нового пути в живописи, что поддерживали студенты. Неразрешимые конфликты вызывали открытые протесты со стороны старой школы и приверженцев новых течений и свели творческую карьеру молодого художника на нет.

Александр Шевченко и его творчество представляют основные тенденции русского искусства начала XX века. Художник активно экспериментировал с формой и цветом, при этом был наиболее традиционным среди своих коллег. Он любил экспериментировать с живописными формами, светопередачей, графическими техниками, цветом и композицией. Шевченко был близок к группе художников «Ослиный хвост», основанной Михаилом Ларионовым и Наталией Гончаровой, входил в общество «Маковец», участвовал в выставках объединений «Бубновый валет», «Мир искусства», позднее из своих учеников организовал «Цех живописцев».

Индивидуальный почерк художника чувствуется в каждой его работе. Шевченко пропускал через себя множество новаторских идей и течений, но вырабатывал свой собственный стиль, относясь по своему к задачам искусства и не принимая ни одно течение до конца. Влияние французских импрессионистов и русских символистов можно увидеть в его картинах после возвращения из Парижа. Александр Шевченко увлекся идеями Поля Сезанна, считая его своим наставником по видению, ценности и пониманию древних мастеров. В более поздних работах художника заметны мотивы иронического примитивизма. Автор брошюры «Неопримитивизм. Его теория. Его возможности», Шевченко сформулировал суть поисков этого течения. Он называл свою манеру тектоническим примитивизмом и видел его истоки не в западной, а в восточной культуре.

Хоть Шевченко вернулся к символизму со временем, но это был уже другой символизм, характеризующийся обобщенностью форм и монументальностью композиции. Таким образом, работы Александра Шевченко повествуют о новых течениях, которые затронули живопись начала XX века, подвергая традиционные формы и каноны преобразованию и отражая индивидуальное видение искусства художника.

Художник Александр Васильевич Шевченко не смог остаться в стороне от Первой мировой войны – он провел на фронте несколько лет и получил серьезное ранение. В 1917 году, когда произошла Октябрьская революция, жизнь Шевченко изменилась кардинально. Он вступил в период активной деятельности, организуя выставки, объединения и разработку новой художественной концепции. Наркомпрос поручил ему организацию печатных мастерских, и он был назначен их директором. Кроме того Александр Шевченко участвовал в создании Музея художественной культуры.

Однако, несмотря на все его дела, наступили трудные времена. В 1930 году художника обвинили в "эстетствующем формализме", а его персональную выставку в Пушкинском музее закрыли совсем скоро после открытия. Работа над монографией художника в этот период также прекратилась, и картины Шевченко были отправлены в запасники. Тем не менее, работы мастера продолжали пользоваться популярностью за рубежом – их выставляли в Англии, Италии, Германии и Швейцарии.

Жизнь художника не была лишена и ярких моментов. После революции Александр Васильевич стал преподавать в Государственных свободных художественных мастерских – ВХУТЕМАСе, являвшемся позднее ВХУТЕИНом, и преподавал там более 10 лет. Как декан живописного факультета ВХУТЕИНа он работал долгие годы. Позднее, когда он ушел из института, Александр Шевченко руководил кафедрами живописи в Центральном художественно-промышленном училище и Московском текстильном институте. Шевченко был великолепным педагогом и многие студенты любили его за то, что он не навязывал свое мировоззрение и методы, а наоборот, старался развивать индивидуальные способности каждого своего ученика.

Династия художников: жизнь и творчество Александра Шевченко и его семьи

Александр Шевченко был частью талантливой и креативной семьи. Его первая жена Надежда Псищева была также художницей, и вместе с Александром они изучали работы мастеров во Франции. К сожалению, ее жизнь была короткой, и она умерла в молодом возрасте.

Дочь Александра и Надежды, Татьяна, также была частью семьи художников. После смерти матери ее воспитывала тетя, которая затем стала второй женой Александра. Отец устроил для Татьяны первые заказы и дал ей свои советы по живописи и этюдам. Татьяна стала известной и признанной художницей, создающей многоплановые поэтические работы.

Таким образом, семья Александра Шевченко была настоящей династией художников, где каждый член семьи был талантливым и выдающимся художником.

При рассмотрении картин Александра Шевченко, выполненных в разные периоды его творчества, легко заметить, как менялось его мироощущение.

В ранних работах художника, например в картине "Карусель", выполненной в 1907 году, угадываются мотивы импрессионистов. Размытые контуры, чистые краски и игра света и тени отсылают нас к этому направлению. Однако, гуашная техника дает плотность цвета, а сочетание красного, зеленого и голубого оттенков напоминает лубочную живопись.

В более поздних работах, например в работе "Город", выполненной в кубистской технике, мы видим пересечение острых граней и линий, динамический ритм и нарушение правил композиции. Вместе с этим, форма не превалирует над содержанием.

В работах, выполненных в примитивистской технике, художник часто использует бытовые сцены, превращая их в произведения искусства. Примером такой работы стал "Портрет поэта", а также "Зима в Зубцове" с музыкальным обозначением.

На протяжении своей жизни мастер сочетал графику с живописью, создавая картины с женскими образами, а также пейзажи в заснеженной природе. В его творчестве были присутствующими кавказские мотивы и примитивизм, а также тектонический примитивизм.

В конце жизни мастер создавал приглушенные картины с использованием импрессионистской техники мазка, а также живописные и графические работы, в некоторых из которых особо бросается в глаза выразительная передача света и тени, способностью заставлять работать белый фон.

Архив Александра Шевченко: какую находку сделал антиквар

Современные знатоки и критики считают Александра Шевченко талантливым, но недооцененным художником. В энциклопедиях его называют живописцем, графиком, теоретиком искусства. Главным образом в музеях представлены его живописные работы, но мало кто знает, что он также был графиком, создавал монотипии.

Недавно антиквар Дмитрий Поманский с помощью правнучки Александра Шевченко обнаружил уникальный архив работ художника, выполненных в разные годы жизни и в различных техниках. Часть архива пострадала в результате потопа в художественной мастерской дочери Александра Васильевича, но удалось выкупить весь архив благодаря российскому бизнесмену Аркадию Колениченко.

Архив был перевезен экспертами в другое место и сегодня в нем хранятся картины самого Александра Васильевича, его дочерей и первой жены, графика, гравюры и работы в технике монотипии, эскизы, резные фигурки и ларцы, а также архивные документы и личная переписка.

Бизнесмен Аркадий Колениченко планирует передать часть наследия в коллекции русских музеев, а также издать каталог коллекции и организовать выставку работ художника и его семьи для широкой публики.

Аркадий Викторович Колениченко - человек с множеством талантов и интересов. Он известен как бизнесмен и коллекционер предметов искусства и является владельцем и руководителем многопрофильных компаний как в Москве, так и в Владимирской области.

Одним из недавних проектов Аркадия Колениченко стало обретение наследия Александра Шевченко - художника, которого когда-то называли "художником до мозга костей". Сегодня, к сожалению, многие забыли о нем, но благодаря усилиям Колениченко и его команды, имя Александра Шевченко снова стало известно широкой публике. Это дает возможность вспомнить талантливого художника и открыть его творчество для нового поколения зрителей.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *