Организация расчетов с использованием банковских карт
Большинство российских предприятий отдают предпочтение использованию банковских карт при расчетах. Однако, несмотря на это, все еще есть такие пользователи, которые не доверяют этому способу оплаты и не уверены в его безопасности и удобстве. В данной статье мы расскажем об особенностях пластиковых карт, организации этой системы оплаты на предприятии, принципах осуществления платежей и о банковской услуге эквайринга.
Одним из наиболее эффективных и перспективных инструментов в сфере расчетов является использование банковских карт. Современный мир уже невозможно себе представить без этого удобного и практичного средства оплаты. Начиная с 2012 года, количество безналичных операций в России стало превышать количество операций с использованием наличных денег, и это соотношение продолжает склоняться в сторону первых с каждым годом. В 2019 году доля расчетов с использованием банковских карт составляла 76%, а уже в первом квартале 2020 года она выросла до 86%. Это привело к значительному увеличению числа самих пластиковых карт: по состоянию на 1 апреля 2020 года количество карт достигло исторического максимума и составило более 283 миллионов.
Среди преимуществ использования банковских карт для бизнеса можно отметить дополнительную прибыль, повышение привлекательности организации для потенциальных клиентов и, следовательно, расширение клиентской базы, а также увеличение товарооборота. Кроме того, применение банковских карт позволяет сократить издержки на бухгалтерию и инкассацию, уменьшить риск оплаты фальшивыми банкнотами и повысить сохранность выручки. Кроме того, это значительно повышает уровень сервиса и сокращает время, затрачиваемое на обслуживание клиента.
Для того, чтобы воспользоваться этими преимуществами, необходимо установить на своем предприятии систему безналичной оплаты с помощью банковских карт. Владельцам магазинов, ресторанов и других торгово-сервисных предприятий следует проанализировать все преимущества безналичной системы оплаты, чтобы принять решение об установке необходимого оборудования и начать принимать платежи с помощью банковских карт.
Как внедрить безналичную оплату на предприятии при помощи банковских карт
Процесс использования пластиковых карт состоит из двух основных элементов: владельца карты и коммерческого предприятия, которое предоставляет возможность расплатиться по карте. Чтобы развивать эту систему, нужно, чтобы банки выдавали больше пластиковых карт, а предприятия создавали условия для безналичных платежей.
Правила расчетов по банковской карте на территории Российской Федерации определяются Положением Банка России № 266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием», принятым 24 декабря 2004 года.
Организация, которая производит расчеты между компаниями и конечными потребителями, называется процессинговым центром. Здесь устанавливается связь между банком, который выпустил карту покупателя, и банком, в котором предприятие имеет свой расчетный счет.
Услуга банка, включающая в себя проведение расчетов, осуществляемых с помощью банковских карт, и операции по выдаче наличных денег держателям банковских карт, называется эквайрингом, а банк, предоставляющий ее, называется эквайрером.
Процесс покупки с помощью карты выглядит следующим образом. Держатель карты, оплачивающий покупку или услугу безналично, получает ее от магазина, ресторана или автозаправочной станции как бы в кредит — деньги не сразу поступают на счет предприятия. Информация об операциях по картам передается в банк компании, и на ее расчетный счет поступает стоимость товаров, проданных по карточкам. Банк предприятия получает эту сумму от банка-эмитента, который списывает ее со счета клиента.
Схема полного цикла системы безналичных платежей включает следующие этапы:
- Покупатель подает в банк заявление об открытии карточного счета и изготовлении пластиковой карты, а также передает поручения на депонирование денежных средств.
- Банк выдает пластиковую карту клиенту.
- Для оплаты покупки или услуги потребитель передает свою карту продавцу.
- Для оплаты товара или услуги потребитель предъявляет карту к платежному терминалу либо вставляет ее в терминал (если карта старого образца и не оснащена чипом). Оборудование считывает данные и отправляет запрос в банк для проверки платежеспособности клиента и получения разрешения на проведение операции. Банк покупателя предоставляет положительный ответ вместе с кодом авторизации или отказ с указанием причины (недостаточно средств, блокировка и так далее). Это занимает несколько секунд.
- Получив разрешение на оплату, представитель предприятия изготавливает слип, то есть специальный чек.
- Товар или услуга условно считаются оплаченными и предоставляются клиенту.
- В банк-эквайрер предъявляются слипы.
- В банк-эмитент передается информация о платежах посредством предъявления слипов.
- Средства списываются со счета покупателя и перечисляются на счет в банк продавца.
- Средства за вычетом комиссии банка-эквайрера зачисляются на счет предприятия.
Чтобы внедрить систему безналичной оплаты на предприятии, необходимо заключить договор с банком-эквайрером или процессинговым центром, которые будут координировать все платежи и предоставлять необходимое оборудование, а также обучение персонала.
Сегодня, в мире современных технологий, возможность безналичной оплаты — один из ключевых успехов любого бизнеса. Популярность банковских карт растет, и недавнее примерение пандемии только укрепило доверие людей к ним. Безналичный расчет стал основным способом оплаты — безопасным и удобным в любых условиях, включая самоизоляцию. Предприниматели включают эквайринг, чтобы не потерять продажи и повысить оборот, привлекая покупателей, предпочитающих бесконтактную оплату.
Фото: freepik.com