Что делать, если звонят коллекторы: советы для должников

Что делать, если звонят коллекторы: советы для должников

Кредиты остаются незаменимым инструментом для многих людей, когда дело касается решения разнообразных проблем или достижения заветных целей. Кто-то пользуется банковскими услугами, чтобы приобрести собственное жилье или новый автомобиль, а кто-то решает взять кредит на отдых в экзотических местах или на организацию праздника. Однако, любое кредитное обязательство подразумевает его погашение. В противном случае, за несоблюдение договорных обязательств, в дело могут вмешаться коллекторские агентства. Чего можно ожидать от коллекторов и что они делают, вы найдете в данной статье.

Криптовалютные фильмы и сериалы сформировали у многих наших соотечественников негативный образ коллекторов. Однако, это далеко от истины. ФЗ-230 или "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности" регулирует права и обязанности коллекторов. Закон был принят в 2016 году, и в настоящее время действует последняя редакция от 1 января 2017 года. Он установил балансированные правила коммуникации между коллекторами и должниками, и не ограничил их права, а, наоборот, сделал их полноправными участниками финансового рынка.

Что имеют право делать коллекторы? Основная их миссия - предъявлять требования к заемщику по возврату просроченной задолженности. Коллекторы имеют право связываться с должником по разным каналам связи, включая электронную почту, текстовые сообщения и личные встречи. Однако, вне зависимости от выбранного способа коммуникации, коллектор обязан назвать свое полное имя и агентство, где он работает. Кроме того, он также должен предоставить контакты для обратной связи, реквизиты банковского счета для зачисления выплат, а также ОГРН и ИНН своей компании.

Помимо этого, по закону коллекторы не могут применять никакие виды физического и психологического давления, передавать персональные данные должника третьим лицам и сообщать ложные сведения о сумме кредита. Им также запрещено требовать долг с обанкротившихся, несовершеннолетних и недееспособных людей, а также инвалидов первой группы и людей, находящихся на стационарном лечении.

Многих интересует, могут ли коллекторы звонить родственникам или друзьям должника. Если эти люди являются поручителями по кредиту, задача коллекторов - донести до должника информацию о существовании долга, а также о готовности кредитора обсудить условия погашения. Однако, обзвон третьих лиц законен только в том случае, если должник дал согласие на звонки своему окружению или самостоятельно оставил контакты третьих лиц в кредитном договоре.

Когда же коллекторы имеют право звонить? По закону, звонки должны проходить в будние дни с 8 до 22 часов и в выходные и праздничные дни - с 9 до 20 часов. Коллекторы могут звонить не чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц. Если вы столкнулись с нарушением этих правил со стороны коллекторов, вы можете обратиться в суд и защитить свои законные интересы.

Зачастую при возникновении долга банк не общается с должником напрямую, а обращается к коллекторским агентствам. Проще всего этому процессу можно проследить через два сценария.

Первый сценарий предполагает, что банк обратился к коллекторам в надежде получить свои деньги. В этом случае между банком и коллекторами заключается агентский договор, при этом коллекторы выступают в качестве посредников, а договор составляется в интересах банка. Обычно такая практика используется при относительно небольших задолженностях — от 3-х месяцев.

Второй сценарий наступает, когда банк не может добиться возврата долга от клиента в течение длительного времени — от года и более. В этом случае банк может продать долг коллекторскому агентству, совершив так называемую цессию. Такой способ отстраняет клиента-должника от банка, и продолжение платежей приходится осуществлять коллекторскому агентству. При этом, общая сумма долга и срок его погашения не изменяются. Однако, данная практика рассматривается как крайняя мера, к которой банк прибегает после неудачных попыток взыскания денег у должника, включая и работу с другими коллекторскими организациями.

Данную информацию о продаже долга должник может узнать от коллекторских агентств. Банк, на свою сторону, как правило, высылает заемщику официальное уведомление о продаже долга. Это официальное письмо содержит всю информацию о задолженности и начисленных процентах и пени. Важно, чтобы перед началом выплаты клиент убедился в наличии у коллекторов свидетельства ФССП, которое подтверждает законность их взыскательной деятельности.

Как правильно поступить, если звонят коллекторы? Прежде всего не стоит паниковать. Но погасить долг необходимо, и здесь многое зависит от заемщика. В официальных коллекторских агентствах работают профессионалы, которые понимают, что финансовые трудности могут возникнуть у каждого. Поэтому лучшим вариантом будет объяснить свою ситуацию коллектору и создать совместную схему платежей. Стоит заметить, что она может быть более выгодной и лояльной, чем у банка, поскольку коллекторские агентства не связаны жесткими нормативами финансовой деятельности.

Каких действий лучше всего избегать в случае звонков коллекторов? Сбрасывать звонки, хамить собеседнику и менять сим-карту точно не стоит. Невозможно избежать долга, сбежав в другой город или даже страну. Коллекторы не преследуют должника сами, лишь обращаются в суд, который в большинстве случаев принимает их сторону. После вынесения решения суда на сцену выходят судебные приставы, которые могут применять методы гораздо менее деликатные, такие как арест имущества или счетов, а также налагать запреты на выезд за границу. Некоторые люди думают, что новый кредит поможет оплатить старый и избежать неприятностей, но это не так. Кредитная история должника будет проверена, а значит, получить новый кредит будет возможно только в микрофинансовых организациях, начисляющих порой сотни процентов годовых. В итоге, если должник не найдет денег, то ситуация повторится вскоре. Если же удалось расплатиться с долгами, все равно стоит помнить, что для банков он будет оставаться ненадежным клиентом навсегда, поскольку там работают профессионалы, которые знакомы со всеми возможными схемами.

Как подводящий итог, можно сказать, что разумное поведение поможет разрешить ситуацию с минимальными потерями. Коллекторские агентства не заинтересованы в доведении дела до суда и готовы идти навстречу клиентам. У некоторых компаний есть возможность простить большую часть долга, а лояльные условия выплат могут быть более привлекательными, чем в банках.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *